1
Узнать всё о социальных проектах бизнеса
На карте Навигатора мы собрали информацию о разных социальных программах компаний.
Чтобы подробнее узнать о конкретном мероприятии, просто щелкните на его метку
2
Посмотреть Афишу социальных проектов
Интересно, какие акции проходят сегодня? Загляните в раздел «События», в котором, помимо мероприятий, мы собрали самые интересные новости в сфере благотворительности
3
Прочитать аналитику
Мы подобрали для Вас самые актуальные аналитические материалы, рейтинги и результаты исследований социальной активности бизнеса и НКО
4
Найти партнёров
Хотите стать ответственным бизнесом? Переведите Навигатор в режим «Требуются спонсоры», и мы покажем Вам мероприятия, которым нужна поддержка
Интервью с Ростиславом Вылегжаниным в рамках темы «Краудфандинг и краудсорсинг»
«ТОЛПА ИЗНАЧАЛЬНО УМНЕЕ, ЧЕМ ОДИН КОНКРЕТНЫЙ ЭКСПЕРТ»
Исполнительный директор компании WikiVote Ростислав Вылегжанин рассказал спецпроекту «Социальная карта бизнеса», кто, как и зачем использует краудсорсинг в России и за рубежом.

Что является результатом краудфандинга, многие знают. А что является результатом краудсорсинга?

Р.В.: Если краудфандинг – это сбор с миру по нитке денег, то краудсорсинг – это сбор с миру по нитке идей, предложений, определенных результатов работы. Отличие краудсорсинга от краудфандинга в том, что человек вкладывается не деньгами, а своим интеллектом и компетенциями. В благотворительности есть концепция pro bono, когда люди помогают не материально, а профессионально. Можно в этом смысле провести параллель, что при краудсорсинге они просто вкладывают в какой-то процесс часть своего мозга, а не денег. Краудсорсинг вырос из задач бизнеса. Есть всем понятное слово «аутсорсинг», когда одна компания привлекает другую компанию к выполнению каких-то своих задач. Собственно, краудсорсинг вырос из слова «аутсорсинг», но в данном случае исполнителем задачи является не какая-то конкретная компания, а неограниченное количество исполнителей. Ты никогда не знаешь, кто выполнит данную задачу лучше всего. В случае с аутсорсингом ты нанимаешь компанию, принимаешь у нее готовый результат и никуда уже от этого результата деться не можешь. В случае краудсорсинга ты всегда можешь выбрать лучший результат из массы предложенных.

То есть суть краудсорсинга заключается в выборе одной идеи из множества, а не в объединении разных идей?

Р.В.: Бывает по-разному в зависимости от проекта. В каких-то случаях важно индивидуальное решение, и лучшим признаётся решение конкретного человека. В каких-то случаях это коллективная работа, когда много людей работают над одной идеей. В тех проектах, которые реализует наша компания, часто происходит объединение похожих идей от разных людей в какое-то единое решение, а также ведется коллективная доработка индивидуальных идей, когда предложенную одним человеком идею дорабатывают другие.

Что можно сказать о качестве результата этой совместной работы? Ведь в краудсорсинговых проектах не всегда участвуют профессионалы, есть и любители.

Р.В.: Во-первых, оттолкнемся от одного из главных принципов краудсорсинга – толпа изначально умнее, чем один конкретный эксперт. Внутри крауда могут попасться такие эксперты, которых вы не найдете традиционными способами. Во-вторых, у профессионалов в какой-то момент происходит профессиональная деградация: они начинают мыслить шаблонами. И для того, чтобы получить новые прорывные решения и идеи, нужны люди с незашоренным мозгом, у которых в голове нет тех ограничений, которые есть у профессионалов. И вот это снятие ограничений приводит к каким-то потрясающим решениям, о которых профессионалы могли и не задуматься. В принципе, на этом строится и вся инновационная экономика – берутся люди из разных сфер, перемешиваются и начинают смотреть на проблему с разных сторон. Крауд – это всегда очень разные люди с очень разным профессиональным и жизненным опытом. И именно это разнообразие дает инновационные решения.

Какие вопросы можно решать с помощью краудсорсинга? Существуют ли наиболее популярные темы?

Р.В.: Круг задач, решаемых краудсорсингом, практически ничем не ограничен. Есть научный краудсорсинг, когда компании отдают вовне задачи по исследованиям и разработкам (R&D). Есть «маркетинговый краудсорсинг», когда компания отдает вовне задачу, например, придумать новый вкус чипсов. В таких случаях она адресует эту задачу своим клиентам, которые таким образом вовлекаются в жизнь проекта или компании. Есть краудсорсинг внутрикорпоративный, когда сотрудники предлагают идеи по оптимизации бизнеса, по новым продуктам, улучшению существующих продуктов или обслуживанию клиентов и так далее. То есть у крадсорсинга бесконечно широкое поле решаемых задач. Мы фактически каждый день сталкиваемся с какими-то новыми задачами, которые путем краудсорсинга хотят решать клиенты. Например, недавно мы обсуждали, как студенты и преподаватели одного из федеральных университетов могут при помощи краудсорсинга влиять на развитие вуза, а еще некоторое время назад — как краудсорсинг может быть применен в построении HR бренда крупной госкорпорации.
Компания «Фиат» путем краудсорсинга создала концепт кар: люди из разных точек мира разрабатывали эту машину в онлайне. Кто-то с помощью крудсорсинга ищет на Марсе останки советского спутника или расшифровывает научные труды, которые были написаны в 19 веке от руки. Это всё — разные способы использования крауда.

Что мотивирует людей участвовать в краудсорсинговых проектах?

Р.В.: В каждом проекте своя мотивация. И модель мотивации при старте крауд-проекта всегда разрабатывается отдельно. Набор психотипов и основных мотиваторов известен, берется условная матрица мотивации и целевая аудитория того или иного проекта, прогоняется по этой матрице, и выявляются те мотиваторы, которые будут работать в данном проекте. 

Есть нематериальная мотивация – это самореализация, приобщение к созданию чего-то важного, интерес, наработка репутации или связей и т.д. Почему в Китае краудсорсинг развивается огромными темпами? Не только потому, что в Китае большое число жителей, но и потому, что там у людей мало возможностей самореализоваться, проявить какую-то инициативу. Либо у них всё зарегулировано, либо в их городе или селе нет такой возможности поработать на какую-то крупную автомобильную компанию, к примеру. А тут они получают возможность стать частью какого-то значимого процесса.

Вообще по миру саморелизация – это одна из ключевых мотиваций для того, чтобы участвовать в этих проектах. Например, у «New York Times» был проект по расшифровке объявлений в печатных выпусках издания за начало 20 века. Пользователям предлагалось расшифровывать объявления. Таким образом, они создавали базу тех объявлений, которые у них выходили за всю историю. Это было сделано настолько интересно, что захватывало, как игра. Я зашел на этот проект из профессионального интереса, посмотреть, как всё устроено, и залип на несколько часов, потому что сам процесс был устроен таким образом, что это делать интересно. Бывает и материальная мотивация. Например, компания «Procter and Gamble», а это один из пионеров в краудсорсинге, размещает задачи в сфере R&D, за решение которых она платит вполне серьезные деньги.

Если говорить о случаях внутрикорпоративного краудсорсинга, то мотивацией к участию может быть перспектива карьерного роста или выполнение определенных KPI.

Как краудсорсинг помогает в решении социальных вопросов? Насколько он эффективен в этой сфере?

Р.В.: Некоторое время назад в США провели исследование среди крупных американских компаний. У руководителей спрашивали, используют ли они краудсорсинг в сфере корпоративной социальной ответственности. Так вот около половины компаний в принципе пробовали использовать краудсорсинг в сфере КСО, из них 95% – нашли его эффективным инструментом для развития программ КСО.

Или наш собственный пример. В 2012 году мы делали проект для «Сбербанка», в котором принимали участие клиенты банка, акционеры и сотрудники. Они оценивали отчет по корпоративной социальной ответственности за 2011 год, а также предлагали ключевые направления для КСО компании в будущем и вырабатывали рекомендации к отчету 2012 года. В результате около 5000 человек внесли более 300 предложений и дали несколько тысяч комментариев и оценок. Таким образом краудсорсинг помогает бизнесу развивать корпоративную социальную отвественность.

Если говорить о решении конкретных социальных вопросов, тут можно тоже привести ряд примеров. Комитет по делам беженцев при ООН проводит крауд-проект, который помогает решать социальные проблемы, связанные с беженцами. Например, они ставят задачу: как снизить смертность в лагерях беженцев. Разные специалисты из разных сфер собираются на крауд-площадке и предлагают решения этой проблемы, далее отбираются лучшие предложения и по мере возможностей внедряются.

У Минздрава Великобритании был проект по улучшению обслуживания пациентов в больницах. На специальной крауд-площадке врачей просили размещать те сервисные проблемы, о которых им говорят пациенты. Путем такой «активной социологии» были выявлены серьезные недостатки. Их устранение повысило качество обслуживания населения. Но параллельно проект имел и другой эффект. Он увеличил удовлетворенность от работы у самих врачей. Как оказалось, до этого доктора очень страдали, что их не слышат, когда они предлагают что-то улучшить. Буквально за год профессия доктора в рейтинге удовлетворенности от работы поднялась с самых низких позиций до средних по стране.

Есть еще пример, когда встречаются социальные проекты и бизнес. В мире существует известный крауд-проект Openideo.com, в котором размещаются самые разные задания по решению социальных вопросов. Например, как стимулировать людей ответственно относиться к бытовому мусору, или как можно использовать социальный бизнес для улучшения здоровья людей в бедных регионах. Все эти задачи, размещенные на площадке, имеют корпоративных спонсоров. Допустим, задачу про бытовой мусор спонсировала «Кока-Кола», а «Нокиа» (когда еще существовала) спонсировала задачу, как использовать мобильные технологии для улучшения здоровья матерей в бедных регионах.

То есть краудсорсинг может быть еще инструментом продвижения не только компании, но и социальной ценности? Получается, можно говорить уже о социальном маркетинге?

Р.В.: Да, естественно. С точки зрения бизнеса, проведение крауд-проектов по социальным тематикам — это продвижение ценностей компании, ее социальной ответственности. То есть это и есть социальный маркетинг.
Вообще краудсорсинг как инструмент для маркетинга используется довольно часто. Как раз маркетинговое использование краудсорсинга превалирует в США, особенно среди компаний по производству товаров ежедневного использования. В России маркетингового краудсорсинга гораздо меньше. Из последнего, что я помню, это проекты «Аэрофлота» и «Липтона». Сейчас, когда мы приходим в российские компании, они с большим скепсисом смотрят на краудсорсинг в области маркетинга. По опыту, российские компании сейчас больше заинтересованы во внутреннем, а не внешнем краудсорсинге, так как у многих главная проблема — наладить коммуникацию со своими собственными сотрудниками.

Почему так мало российских компаний используют эти технологии в работе? Краудсорсинг не успел себя зарекомендовать?

Р.В.: В России краудсорсингу около 5 лет. Есть очень немного компаний, которые предлагают услуги крудсорсинга – их по пальцам одной руки можно пересчитать. Объемы рынка никому не известны, но, по нашим собственным оценкам, этот рынок растет, и интерес возрастает. Раньше было гораздо сложнее общаться, доносить саму идею технологии. Сейчас уже приезжаешь и зачастую не надо ничего объяснять, люди спрашивают не что такое краудсорсинг, а как с его помощью они могут решить конкретную задачу. То есть очевидно, что в ближайшее время этот рынок будет расти.

Как вы оцениваете активность людей, их желание и готовность включаться в краудсорсинговые проекты?

Р.В.: 6%

Это много или мало, если взять мировой опыт?

Р.В.: На самом деле, этот показатель везде примерно одинаковый. Очевидно, что на Западе другая культура вовлечения людей вообще в любой процесс, да и в целом население более активное. Но доля людей, которая готова предлагать какие-то решения, делать какой-то интеллектуальный вклад, это те же 6-8% от населения любой страны по сути. Для получения результата от проектов этого достаточно.

Как будет развиваться рынок краудсорсинга в ближайшее время?

Р.В.: В России этот рынок находится все еще в младенческом состоянии, если говорить об объемах, а не о технологиях. По технологиям мы иногда гораздо круче западных аналогов. Поэтому рынок может только расти, он не может падать. И даже кризис не помешает этому росту, потому что крауд-проект для бизнеса – это в том числе проект, который сокращает издержки, у этих проектов есть экономический эффект, HR-эффект и еще много других эффектов. Стоимость крауд-проекта настолько незначительна по отношению к тем плюсам, которые получает компания, что его нельзя даже рассматривать, как затратный.

Другие Интервью