Есть ли в России национальная модель корпоративной социальной ответственности, которой следуют компании, по крайней мере, крупные. И в чем ее особенности?
М.П.: Я не могу говорить за всех, но в нашей компании нет принципиальных различий между стратегией КСО в России и в других странах. У нас есть основные направления КСО, и они одинаковы и в России, и за рубежом. Это, прежде всего, те сферы деятельности, которые касаются первых дней жизни ребенка, особое внимание мы уделяем детскому питанию, а также воспитанию у детей полезных пищевых привычек. При этом в разных странах мы делаем акцент на наиболее актуальные направления для социальных инвестиций.
На Западе запрос на социальную ответственность бизнеса исходит от общества. Существует ли такой запрос в России и кто его формирует?
М.П.: Интерес потребителей растет. Шестнадцать лет назад, когда мы только запускали программу «Разговор о правильном питании», в российском обществе было меньше знаний и понимания проблемы воспитания культуры здорового питания. Сейчас ситуация меняется. Кто заинтересован в этих изменениях? Во-первых, сама компания в этом заинтересована, также есть государственные и негосударственные организации, и есть средства массовой информации, которые влияют на общественное мнение. Поэтому ответственность за изменения в обществе несет не только компания, но и ее партнеры, государство, НКО и СМИ. Все они должны работать на то, чтобы в обществе формировался запрос на ответственное поведение. В нашем случае, например, повышать осведомленность людей о правильном питании..
Должно ли государство мотивировать других участников, в частности бизнес, к социально ответственному поведению?
М.П.: Вопрос не в том, что государство должно использовать какие-либо меры для мотивации компаний к осуществлению социальных проектов. Мы по доброй воле инициируем наши социальные программы. Решение об этом не продиктовано никакими внешними структурами или организациями.
А налоговые льготы? В Европе существуют налоговые послабления для ответственного бизнеса. Это разве не мотивация?
М.П.: В последнее время Россия тоже держит курс в сторону изменений налоговых и неналоговых платежей. Предполагаются, например, льготы для компаний, которые ответственно подходят к сбросу сточных вод. Но мотивация должна заключаться не только в налоговых льготах. Речь идет о содействии решению социальных задач негосударственных организаций, СМИ и других участников социальной сферы. Для нас и для других ответственных компаний налоговые льготы не должны быть основным мотивирующим фактором. Мы верим, что КСО – это неотъемлемая часть бизнеса.
А должны ли компании рассчитывать на возврат от инвестиций в социальную сферу, и может ли этот возврат исчисляться в деньгах?
М.П.: Несомненно, должны. В 2009 году мы начали использовать другой подход, который называется «Создание общих ценностей». Мы считаем, что бизнес в долгосрочной перспективе может быть успешен только в том случае, если он создает ценности не только для акционеров компании, но и для общества в целом. Если мы развиваем одно из трех выбранных нами направлений для социальных инвестиций - питание, то мы думаем не только о том, сколько продукции мы продадим и какие дивиденды получат наши акционеры, но и о том, какую пользу принесет наша продукция потребителям, помимо удовлетворения потребности в приеме пищи. Это касается и двух других выбранных областей для социальных инвестиций – рационального управления водными ресурсами и развития сельских областей. Например, осуществляя инвестиции в развитие сельских областей, мы получаем необходимое нам высококачественное сырье.
Какие есть различия в методах оценки эффективности социальных программ в России и за рубежом?
М.П.: Сейчас появляется очень много техник измерения эффективности. Есть глобальные индексы для оценки проектов КСО – Индекс устойчивости Доу-Джонса и другие. Мы, например, присоединились к глобальному рейтингу FTSE4Good, который предусматривает соблюдение строгих стандартов. Но в России нет специфических индексов, однако это не означает, что не существует способов оценки. Независимо от них, компания должна вести свою деятельность, основываясь на принципах КСО, которые используются во всем мире.