1
Узнать всё о социальных проектах бизнеса
На карте Навигатора мы собрали информацию о разных социальных программах компаний.
Чтобы подробнее узнать о конкретном мероприятии, просто щелкните на его метку
2
Посмотреть Афишу социальных проектов
Интересно, какие акции проходят сегодня? Загляните в раздел «События», в котором, помимо мероприятий, мы собрали самые интересные новости в сфере благотворительности
3
Прочитать аналитику
Мы подобрали для Вас самые актуальные аналитические материалы, рейтинги и результаты исследований социальной активности бизнеса и НКО
4
Найти партнёров
Хотите стать ответственным бизнесом? Переведите Навигатор в режим «Требуются спонсоры», и мы покажем Вам мероприятия, которым нужна поддержка
Интервью с Иреной Понарошку и Александром Анатольевичем в рамках темы «Социальный маркетинг»
«УДОВОЛЬСТВИЕ, КОТОРОЕ ТЫ ПОЛУЧАЕШЬ, КОГДА ПОМОГАЕШЬ КОМУ-ТО, НЕЛЬЗЯ НИ ОПИСАТЬ, НИ СЫМИТИРОВАТЬ»
Ведущие «Объединенных благотворительных игр-2015» благотворительного фонда «Дорога вместе» Ирена Понарошку и Александр Анатольевич рассказали «Социальной карте бизнеса», в каких благотворительных проектах они участвуют и почему они это делают.

Как часто вы принимаете предложение стать ведущими благотворительных мероприятий?

И.П.: Я уже пять лет веду совместные благотворительные забеги нескольких фондов, которые проходят в Парке Горького. Практически всегда, если у меня нет накладки по съемкам или каким-то другим неотложным делам, я принимаю предложения, если мне предлагают участвовать в благотворительных мероприятиях.

На каких условиях? Это заработок или благотворительность, возможно, вы перечисляете гонорар в пользу фонда?

И.П.: Мы изначально работаем без гонорара. И еще я кладу что-нибудь в коробочку для пожертвований.

Почему вы соглашаетесь работать для благотворительных фондов?

А.А.: В прошлом году я по рекомендации Ирены принял участие в акции в парке Горького. Это было необыкновенно весело, ярко и все время присутствовало ощущение того, что ты делаешь что-то очень важное. И я подумал: надо бы как-нибудь еще раз повторить! В благотворительности я принимаю участие не скажу, что непрерывно, но, когда действительно понимаешь, что это благотворительность, которая похожа на какой-то правильный жест, тогда я участвую. Но часто бывает так: «У нас благотворительная акция, придите, спойте что-нибудь». Ничего не понятно. Может быть, это всё здорово, но я хочу понимать, что конкретно я делаю. Приведу очень яркий пример. Несколько лет подряд я принимаю участие в благотворительной акции «Барахолка Барабаки», которую устраивает радиостанция «Серебряный дождь», Ксения Собчак и Дмитрий Савицкий. Туда можно принести свои вещи – одежду, обувь, аксессуары, и просто отдать на благотворительную распродажу. На них назначают какие-то очень символические цены, люди приходят после объявления в эфире и скупают подчистую всё за несколько часов, благодаря тому, что это приличные вещи, в хорошем качестве, ухоженные, да еще и для хорошего дела. Я первый раз принял в этом участие и подумал – странная история. А потом, Вы не поверите, я каждый раз бил рекорды.

И.П.: Неправда! Последний раз рекорд побила я!

А.А.: Ну, ладно. Я однажды побил рекорд следующим образом, я был на 3-м месте, но послушайте, кто был на первых двух! На 1-м месте была сама Ксения Анатольевна, а на 2-м была целая компания, которая занимается одеждой в промышленных масштабах. Я не поверил рейтингу, мне казали: «Это так». Я, конечно, посмотрел список, который мне показали. Я попытался побить этот рекорд. Но, видимо, Ирена меня как раз и опередила. Наверное. Но рекорды в индивидуальном зачете, не будучи ни олигархом, ни мега-звездой, у которой 365 концертов в году, я считаю, что это хороший рекорд. Вот такая благотворительность мне очень по душе, потому что там такая отчетность, вы не поверите! До занудства. Я ничего не спрашивал, нет, настаивают, показывают…

И.П.: Присылают письмо с отчетом, сколько твоих вещей продано, по какой стоимости, какую общую сумму ты собрал. И затем присылается подробный отчет, что именно было сделано для такого-то детдома, для детей с особенностями развития. Каждый год они на вырученные деньги то ремонт делают, то мебель покупают, то учебники. Так что ты понимаешь, зачем и куда это идет. Кстати, в этом году барахолки не было. И мы через вас хотим обратиться к генеральному директору радиостанции «Серебряный дождь» Дмитрию Савицкому с просьбой провести очередную «Барахолку Барабаки».

А.А.: Да, потому что антресоли ломятся! Понимаете, у меня уже вошло в привычку, я постоянно откладываю что-то для этой акции. Я знаю, что это будет стоить покупателям какие-то небольшие, символические деньги, но при этом на хорошее дело собираются суммы более чем внушительные.

Почему такая популярность именно у этого мероприятия? Только потому, что это радиостанция «Серебряный дождь»?

А.А.: Возможно, это тоже, потому что они непрерывно об этом напоминают, и все фанаты радиостанции приходят. Я не думаю, что дело в том, что вещь принадлежала какому-то известному певцу. Я не думаю, что это потому, что вещи с каким-то брендом, люксовые этикеточки. Нет. Я думаю, не в этом дело. Просто все прекрасно понимают, что это вектор правильный, всем просто в кайф. В хорошем смысле все от этого кайфуют.

А какие у вас впечатления от сегодняшнего мероприятия?

И.П.: Сегодня мы ведем благотворительный забег фонда «Дорога вместе» - «Объединенные Благотворительные Игры», и благодаря забегу мы собрали миллион рублей! Каждая команда, которая участвовала в забеге, сделала свой взнос, и этот миллион уже есть, и уже известно, что он будет потрачен на программы фонда, чтобы дети-инвалиды могли заниматься творчеством и верховой ездой.

А.А.: Ажиотажа здесь совсем нет. Здесь совсем другая атмосфера. Такая красивая, уютная и, я бы сказал, семейная история. Собрались, пробежались, сделали хорошее дело. Некоторые мероприятия, в которых я принимал участие, могли при большем размахе собрать намного меньше денег. Больше пафоса, прессы, всё наряднее и, знаете, как-то дороже выглядит. А итог совсем другой.

Почему?

А.А.: Потому что те, кто это устраивает, они должны делать это по-другому.

Что они должны делать? Что нужно, чтобы люди захотели прийти, пожертвовать деньги, поучаствовать в чем-то?

И.П.: Смотрите, к нам обращаются и мы бесплатно, как ведущие, проводим мероприятие. Я думаю, что если бы фонды обращались в агентство по организации праздников, эвент-агенства, PR-агентства, то те могли бы бесплатно организовать PR. Просто не надо забывать о том, что PR при организации мероприятия – это очень важный момент. И благотворительные фонды зачастую не в компетенции это сделать хорошо.

А.А.: Что там говорить, даже эвент-агентства не всегда умело занимаются PR. Если откровенно, то проблема в непрофессионализме некоторых агентств, которые устраивают это все тяп-ляп, номинально. Зачитывают тебе пресс-релиз, хочешь – приходи, не хочешь – не приходи. Они не вкладывают в это ничего больше, чем какие-то схематические движения в сфере логистики. И в итоге все отработано по схеме: «всем спасибо, все свободны». Когда люди начинают привлекать к участию в мероприятии, потому что этим горят, увлечены, — они придумывают программу любопытную. Надо изобретать, придумывать что-то новое. Для этого нужно быть опытным и, в конце концов, профессионалом.

И.П.: А меня, например, всегда смущает, когда я не вижу результата. Если бы на благотворительные праздники приглашали людей, которым мы помогаем, тех самых инвалидов, тех самых детей – если бы они там были, всем было бы понятно, кому они помогают. Это очень вдохновляет и вызывает доверие.

У нас люди все еще не доверяют институту благотворительных фондов. Почему, как вы думаете?

А.А.: Потому что есть такой опыт общения с «благотворительностями», в кавычки всё беру, которые, вроде как, делают хорошее дело, а потом выясняется, что никакая это не благотворительность, а седьмая вода на киселе – кто-то кому-то когда-то что-то подсказал, кто-то где-то по доброте душевной откликнулся, потом кто-то на чем-то заработал. И самое неприятное то, что до тех, кому помогали, помощь так и не дошла. В этот момент начинаешь разочаровываться, потом злишься, а потом думаешь – буду умнее в следующий раз. Ну, ладно я – я уже тертый калач, а другому артисту позвонят и скажут: «Приходите на благотворительность», а он подумает: «Знаю я вашу благотворительность», и принимать участие не будет. Таким образом, разочаровываясь, люди отметают такую возможность в следующий раз. То есть они дискредитируют само понятие благотворительности.

Участие известных людей в благотворительных проектах, что это дает?

И.П.: Если говорить о мероприятиях, то это просто PR-механизм. То, что мы здесь, позволит, возможно, мероприятию появиться где-то в светской хронике, в каких-то журналах. И в следующем году, возможно, его захотят посетить больше людей. Мне кажется, что во всех благотворительных мероприятиях роль известной личности – это исключительно PR-инструмент. Саша, как ты думаешь?

А.А.: Если эти известные личности приходят и так спокойно, аккуратненько делают небольшой взнос, ну, не хотят это афишировать, это очень красиво. Я знаю такие примеры. Некоторые делают это нарядно, вслух, хотят, чтобы кто-то это заметил и отметил. Имеют право. Тоже хорошо. Но, когда это просто для картинки, постера или для профессионального участия в каком-то мероприятии, то, конечно, это скорее PR. Но в данном случае PR и есть тот самый инструмент, который помогает всему случиться. PR же разный бывает. Бывает, что человек сделал селфи, выложил картиночку: «Вау! Я на мероприятии» — это его PR. От него результата никакого. Ну, человек получит несколько лишних «лайков». Когда PR благотворительного мероприятия – это PR совершенно другого сорта. Поэтому человек, если присутствует, работает на мероприятии, и делает это весомо и достойно, конечно, это сказывается в плюс к результату.

И.П.: Еще, не смотря на то, что кажется, что духовный уровень как-то повышается в обществе и что, вроде бы, мошенники остались где-то в 90-х, я примерно раз в неделю сталкиваюсь с обманом, на который попадаются сотни подписчиков, например, инстаграма. Создаются странички, набирается тридцать тысяч человек в этом аккаунте, а потом публикуется настоящий ребенок с настоящей историей болезни, но с другими реквизитами. Тут же сотни человек переводят ему деньги. Через несколько часов этот пост удаляется. И снова это чистый аккауннт про позитивное мышление, про худеем, про вкусно готовим и так далее. Более того, мне каждый день приходят просьбы помочь тому или иному ребенку со сбором.

Что вы с ними делаете?

И.П.: Я подключаю волонтера, с которым я сотрудничаю, это опытный известный волонтер, она проверяет документы все, счета из клиник, диагнозы и ведет очередь. Я сама пишу текст, пытаюсь достучаться до моих подписчиков раз в неделю. Идет огромная очередь, она на несколько месяцев тянется. Потому что мы решили, что делать такой пост чаще, чем раз в неделю, не имеет смысла, потому что сбор падает. Я считаю, что собирать по 30000 рублей каждый день не так эффективно, как собрать одному ребенку 300000 рублей за неделю.

Получается, вы отвечаете перед подписчиками своей репутацией?

И.П.: Да, я отвечаю. И мне самой спокойно. Вообще все деньги, которые я жертвую, я жертвую только тем детям, которых я публикую. Так как мне тоже надо свою десятину отдавать куда-то и хотелось бы, чтобы она доходила до адресата. Для меня это просто спасение.

А.А.: Я до некоторых пор пока мне не рассказали много некрасивых историй про посты-репосты, я репостил всё. Вот мне пишут: «Александр, вы не могли бы…». Я думаю: «Господи, да, конечно, могу, это же не сложно, да ради такого дела!» Вот я, скорей всего, отношусь к тем самым простачкам, которые с удовольствием сделают что-нибудь из предложенного. А потом, когда мне порассказали, я превратился, ну, не в циника, но в осторожного. Я не действую так серьезно, как Моссад, как ЦРУ или как Ирена Понарошку, я так просто не умею, да и мне лень, честно говоря. В таких вопросах я полагаюсь в основном на интуицию. Я ничего этого не знаю, я интуичу. Реально. Я немножко медиум, смотрю и понимаю – это дело хорошее, а это не очень. Вы знаете, несколько раз я заставил себя проверить, насколько я прав в своих ощущениях – пока еще ошибок не было.

Так что же делать с недоверием к благотворительности? Полагаться на интуицию или научиться проверять?

А.А.: Любая привычка формируется. Когда все вокруг говорят, что это обман, формируется общественное мнение: «Благотворительность? Прекрати! Такого быть не может!» И потом, как росток через асфальт, появляется хорошее мероприятие, а все смотрят и думают: «Ну, ты наивный совсем, да?» А я знаю точно, оно настоящее! Тогда пригождается только интуиция. Я бы призвал всех, кто занимается благотворительностью, ни в коем случае не лукавить и не дискредитировать это дело. Когда ты кому-то помогаешь, ты хочешь от этого только одного – чтобы этому человеку или группе людей было хорошо. И удовольствие, которое ты получаешь, когда помогаешь кому-то, нельзя ни описать, ни сымитировать. Вот это надо ценить и беречь. Когда каждый хоть раз постарается принять в этом участие, попробует себя в качестве благотворителя и получит удовольствие, он привыкнет к хорошему. Получится другая привычка – наоборот, некое доверие. И тогда всё пойдет в лучшую сторону. Это беспроигрышный вариант. Просто надо говорить, как есть. И делать пусть в небольших масштабах, но что-то полезное. По мере сил. Но, когда нас много и по мере сил каждый, тогда будет толк.

Другие Интервью