1
Узнать всё о социальных проектах бизнеса
На карте Навигатора мы собрали информацию о разных социальных программах компаний.
Чтобы подробнее узнать о конкретном мероприятии, просто щелкните на его метку
2
Посмотреть Афишу социальных проектов
Интересно, какие акции проходят сегодня? Загляните в раздел «События», в котором, помимо мероприятий, мы собрали самые интересные новости в сфере благотворительности
3
Прочитать аналитику
Мы подобрали для Вас самые актуальные аналитические материалы, рейтинги и результаты исследований социальной активности бизнеса и НКО
4
Найти партнёров
Хотите стать ответственным бизнесом? Переведите Навигатор в режим «Требуются спонсоры», и мы покажем Вам мероприятия, которым нужна поддержка
Интервью с Саркисом Мерваняном в рамках темы «Доступная благотворительность»
«ЛЮДИ С БОЛЬШЕЙ ГОТОВНОСТЬЮ ЖЕРТВУЮТ ДЕНЬГИ, ЧЕМ ВРЕМЯ»
Директор Ресурсного центра «Мосволонтёр» Саркис Мерванян рассказал спецпроекту «Социальная карта бизнеса» о том, к чему приведет мода на благотворительность, и сохранится ли желание помогать в условиях кризиса.

Общество готово участвовать в решении социальных проблем сегодня?

С.М.: Общество знает о существовании социальных проблем и готово участвовать в их решении, но люди часто не понимают, чем конкретно они могут помочь и как это сделать. В большинстве случаев им просто не хватает информации. До сих пор не принято говорить о социально незащищенных слоях населения: о людях с ограниченными возможностями или пожилых, о том, как живется смертельно больным людям или детям, оставшимся без родителей. Наша задача как волонтерского ресурсного центра – сделать так, чтобы горожане узнали об этих проблемах и захотели принять участие в их решении.

По данным международных исследований, россияне реже, чем жители Европы или США, участвуют в благотворительных и добровольческих проектах. И для этого есть ряд причин – от исторических до экономических.

Я думаю, у нас в стране слишком большие градации уровня жизни в городах. В мегаполисах жизнь кипит, у людей больше информации, у них есть больше возможностей – и они начинают задумываться не только о себе, но и о проблемах общества. В регионах же жители стараются выжить сами – у них нет возможности тратить время и средства на помощь другим. Речь, разумеется, не обо всех регионах, но, если обобщать, картина примерно такая. Но, хотя добровольчество у нас движется скачками, неравномерно, очевидно, что практика благотворительности будет развиваться в России.

Еще одна, возможно, даже более важная проблема, – это недоверие к благотворительному сообществу. Пока люди не могут быть уверены в благотворительных фондах и их представителях, глупо ждать хорошего отклика и большой вовлеченности. Только подняв уровень доверия, можно увеличить процент участников благотворительных акций и волонтерских движений.

Конечно, стоит отметить, что с каждым годом активность людей, желающих оказывать безвозмездную помощь, растет, многие участвуют в благотворительных мероприятиях, инициируют и организуют свои волонтерские и благотворительные проекты. Например, благотворительный фестиваль «Добрая Москва» – это инициатива горожан, которую поддержали власти, успешно реализованная в прошлом году. В этом году 6 сентября на Цветном бульваре фестиваль состоится во второй раз, и мы надеемся, что он станет ежегодным.

Можно ли говорить о повышении чувства ответственности в обществе или благотворительность просто в моде?

С.М.: Действительно, волонтерство и благотворительность становятся модными трендами. И, знаете, это хороший знак, как, например, мода на здоровый образ жизни, правильное питание или любовь к натуральным материалам. Если у человека волонтерская или благотворительная деятельность сопряжена с повышенным чувством ответственности – хорошо, если остается на уровне тренда – тоже неплохо. Ведь, скорее всего, эта подверженность модным, но полезным веяниям рано или поздно перерастет в понимание определенной проблемы и искреннее участие.

Возможно, тогда поменяется и модель оказания помощи? Ведь сейчас люди занимаются благотворительностью скорее спонтанно, а не системно.

С.М.: В целом такая особенность имеет место быть, но здесь сложно обобщать – волонтеры бывают разные, да и отсутствие системы в добровольческих делах сложно назвать проблемой.

Есть разные пути и виды благотворительности. Бывает, что, помогая кому-то, вам совершенно необязательно видеться с объектом помощи. А следовательно, стихийное участие в решении проблемы не так уж и важно. Можно быть волонтером в интернете, оказывая благотворительным сообществам и фондам информационную поддержку, можно делать афиши или флаеры для благотворительных акций на безвозмездной основе, или, например, регулярно отдавать одежду или игрушки в приюты для детей. Главное ведь, не оставаться безучастным.

То есть такая модель не мешает развитию благотворительности – не стимулирует, но и не тормозит его? Нужно ли эту модель менять, и какими способами это можно сделать?

С.М.: Как ни посмотри, благотворительность в России существует сравнительно недавно, и я думаю, что модель стоит не столько менять, сколько стимулировать к развитию. Давать людям больше информации, популяризировать и поощрять людей, которые уже занимаются волонтерством, начинать развивать желание помогать ближним уже в школах в виде волонтерских уроков и лекций, а самое главное – в семье. Если желание помогать ближнему воспитывается в ребенке на уровне привычки и образа жизни с малых лет, в будущем участие в благотворительных акциях и добровольческих проектах для него будет естественным процессом.

В принципе все это уже есть. При поступлении в вузы студентам начисляются дополнительные баллы за участие в волонтерских мероприятиях, при устройстве на работу работодатели поощряют волонтерский опыт. Мы как организация уже начали развивать добровольчество среди школьников проводить интерактивные «волонтёрские уроки» в образовательных комплексах города Москвы. Думаю, все, что нужно благотворительности в России, – это время и громкие голоса, способные о ней рассказать.. Думаю, все, что нужно благотворительности в России, – это время, и громкие голоса, способные о ней рассказать.

У государства, например, довольно громкий голос. Оно стимулирует развитие добровольчества и благотворительности? Какие меры этому способствуют?

С.М.: Благодаря наследию крупных спортивных событий было собрано в одно движение огромное количество волонтеров, не только направления «спорт», но и других. Сейчас самое главное – не сбавлять темп и продолжать развивать как этих добровольцев, так и новоприбывших по единой системе. Самое главное, чтобы методики работы с волонтерами были стандартизированы, но гибко подстроены под специфику разных регионов.

Разумеется, принимаются меры для повышения доверия к благотворительным проектам, хотя пока, возможно, этого недостаточно. Однако хорошим примером знакомства горожан с фондами служит фестиваль «Добрая Москва», например, который позволит москвичам напрямую пообщаться с представителями благотворительных организаций и задать все интересующие их вопросы лично. Ведь этот фестиваль проводится, чтобы москвичи познакомились с благотворительной сферой, а также чтобы стимулировать их к социальной активности и создать положительный имидж благотворительного сообщества Москвы.

Но самая главная задача – показать людям организации, которым можно и нужно доверять, объединить вместе чиновников, благотворительные фонды, предпринимателей и горожан, потому что только в случае слаженной и коллективной работы мы сможем получить какие-то ощутимые плоды.

Что лежит в основе недоверия к благотворительности в обществе? Как его преодолеть?

С.М.: Самая большая проблема, связанная с недоверием к благотворительности, – это, к сожалению, участившиеся случаи мошенничества. Подростки, продающие у метро карандаши по 100 рублей, якобы собирающие деньги детскому дому, мужчины в футболках со словом «волонтер». Фонды работают по-другому. Нужно, чтобы люди это понимали и не становились жертвами обмана. В этом плане благотворительное сообщество очень ждет внимания государства, ведь с мошенниками нужно бороться аккуратно, чтобы не отпугнуть людей и фонды, которые действительно помогают нуждающимся. Конечно, самим фондам тоже нужно проявить участие – знакомиться и поддерживать друг друга, чтобы благотворительное сообщество было одной большой семьей, в которой все друг друга знают и уважают. Только вместе, объединившись, мы можем изменить эту ситуацию.

А СМИ участвуют в продвижении этой темы? Вас устраивает объем информационной поддержки?

С.М.: Разумеется, СМИ поддерживают благотворительные проекты, но нужно понимать, что, как ни грустно, сбор помощи для лечения человека с ограниченными возможностями, привлечет куда меньше внимания, чем приезд в столицу известной звезды или теракт за границей, или даже комическая история из жизни селебрити. Мы это понимаем и со своей стороны стараемся сделать все, что в наших силах, чтобы представить порой тривиальные благотворительные акции в интересном для СМИ и публики ключе. Всегда нужно делать так, чтобы это было взаимовыгодное сотрудничество: журналисты получают хороший информационный повод, а мы – поддержку.

Одного доверия к благотворительным организациям и проектам достаточно, чтобы люди захотели поддерживать их? Как замотивировать на участие в благотворительных мероприятиях?

С.М.: Люди стремятся помочь тем, кто в этом нуждается, стараясь помочь и себе. Бабушки, которые не дождались внуков, с удовольствием посещают детские дома или просто общаются с молодежью, студенты, никогда не видевшие родных бабушек, наоборот, едут в дома для пожилых. Тут все индивидуально, и у каждого своя история. Секрет мотивации в том, чтобы находить эти тысячи мотивов и уметь их правильно подать. Кому-то нужен опыт для работы, кому-то – прощение и очищение кармы, а кто-то, обладая большим количеством свободного времени, хочет потратить его на то, чтобы сделать что-то полезное для общества. Кроме того, очень важно создавать на благотворительных событиях такую атмосферу, чтобы людям хотелось в них участвовать, быть частью какого-то большого, социально значимого дела. Люди с большей готовностью жертвуют деньги, чем время. Это относится к большинству стран, и мотивы благотворительности могут не всегда носить чисто альтруистический характер. Но это не главное, если нуждающиеся в итоге получают помощь.

Как вы считаете, повышение активности в обществе может привести к тому, что сформируется часть населения, которая потребует от государства увеличить присутствие в социальной сфере?

С.М.: Если активная часть населения потребует от государства увеличить присутствие в социальной сфере, думаю, государство пойдет навстречу в меру своих возможностей. Ведь благотворительность нужна всем, любой из нас, к сожалению, не застрахован от того, чтобы попасть в группу «незащищенных» граждан, а значит, каждый должен быть заинтересован в развитии этой сферы.

Больше того, есть и практическая сторона вопроса. На примере западных стран уже было доказано, что волонтерство и благотворительность сильно влияют на ВВП и развитие экономики страны. К сожалению, в России эти показатели значительно ниже, но государству, разумеется, выгодно их поднимать и стимулировать к росту.

Какие перспективы у благотворительности и добровольчества в условиях кризиса? Может ли кризис дать поводы для активности и развития социального капитала?

С.М.: Я думаю, желание и готовность помогать скорее обострятся. Вспоминая историю русского народа, можно сделать вывод, что в самых критических и сложных ситуациях мы становимся только сильнее и сплоченнее.

Но современная социально-экономическая ситуация в стране и регионах сегодня такова, что эффективное решение широкого спектра социальных проблем возможно только при консолидации усилий власти, бизнеса и общества, поэтому нужно стараться и держаться вместе.

Другие Интервью