Мы привыкли, что инициаторами таких программ являются крупные корпорации или государственные органы. Они разрабатывают целенаправленные эффективные проекты, подключая к их реализации средние и малые предприятия, а также некоммерческий сектор, образуя своего рода цепочку партнеров и последователей. И в таких партнерских проектах формируются стандарты, методы реализации и решения тех или иных проблем. Но помимо этого формируется и стереотип, что качественные инициативы всегда идут сверху вниз, от лидеров мировой экономики к средним и малым предприятиям. Но разве не бывает так, чтобы небольшие компании самостоятельно развивали ответственный подход к ведению бизнеса и вырабатывали внутренние стандарты реализации социальных программ? Бывает. И вопреки стереотипу таких компаний становится все больше. Это доказывает развивающееся сообщество ответственных компаний «B Corps», которое включает в себя более чем 1000 сертифицированных компаний из 33 стран мира. Их объединяет понимание того, что бизнес как самая мощная рукотворная сила на планете должен создавать ценность для общества, а не только для акционеров. Поэтому сообщество ставит перед собой глобальную цель — вывести бизнес на качественно новый уровень.
«B Corps» способно совершить такой же переворот, как в свое время борьба за равноправие и гражданские права чернокожих и женщин, — это эксцентричная и непопулярная идея, которая способна изменить мир». (см. журнал «Эсквайр»)
Все компании «B Corps» прошли специальную сертификацию и удовлетворяют строгим стандартам социальной и экологической эффективности, подотчетности и прозрачности. Именно благодаря этому у них появляется структурное представление о стратегическом развитии бизнеса и его влиянии на окружающую среду и общество.
Лучшие из них поделились своим опытом и рассказали о методах позитивного развития. Анализируя их практики, можно выделить три направления, в которых необходимо работать по-настоящему ответственной компании.
Сокращение отходов и повторное использование
Для компаний «B Corps», производящих потребительские товары, сокращение отходов является приоритетным направлением на протяжении всего производственного процесса. И задумываться об этом необходимо еще на этапе исходных материалов.
Активно развивая переработку и использование отходов собственного производства компания реализует своего рода оборот ресурсов. Это впоследствии будет способствовать сокращению расходов компании как на утилизацию, так и на приобретение нового сырья.
«Мы надеемся на увеличение нашего позитивного воздействия с помощью использования большего количества переработанных материалов в производстве нашей одежды. Наша цель — сделать переработку материалов модной». Доминик Ганнинг, MUD JEANS
Поставить в приоритет здоровье и социальную поддержку сотрудников компании
Большинство компаний «B Corp» в первую очередь сосредотачивают свое внимание на заботе о своих сотрудниках. И это не только комфортные рабочие места и социальный пакет. Обычной практикой становится оплата времени сотрудника, потраченного на социальные работы. Благодаря этому сотрудники получают возможность реализовываться в социальной сфере и выстраивать системные отношения с общественными и некоммерческими организациями. А это, в свою очередь, повышает уровень лояльности сотрудников к самой компании и является мощным мотиватором для дальнейшей работы.
Еще один метод поддержки, заслуживающий внимания, – это помощь сотрудникам в решении их бытовых проблем. Например, компания EcoZoom обеспечивает своих сотрудников в Кении, не имеющих постоянного доступа к электричеству, кухонными плитами с полностью сгорающим топливом. К тому же компания, международный офис которой находится в Найроби, удерживает достаточно высокий уровень зарплат, чтобы постепенно повышать уровень жизни не только своих сотрудников, но и их семей.
«За последние два года мы улучшили благосостояние наибольшего числа наших работников, выплачивая заработную плату выше рыночных в Кении, где живут большинство наших сотрудников». Аманда Вэст
Придание официального статуса политике компании
Это как раз то, чего не хватает небольшим компаниям, – систематизация своих целей, четкое видение социальной миссии и прозрачность отчетности в области социальных проектов. Строгие стандарты «B Corps» требуют от компаний ответственного отношения к своей деятельности даже на стадии запуска бизнеса. Благодаря этому для компаний, которые начинали как индивидуальные предприниматели, выстраивание позитивной политики впоследствии стало еще более важным направлением.
«Недавно мы наняли своего первого сотрудника, и мы использовали оценку «B Corps» для того, чтобы убедиться, что мы являемся наиболее ответственным работодателем из всех возможных вариантов». Ливингстон Нора из Animal Experience International
Вывод напрашивается сам собой. Не столько важен размер компании, сколько желание систематизировать свою социальную ответственность, учесть международный опыт и не отказываться от вложения средств в развитие ответственного бизнеса. И совсем не обязательно быть международной корпорацией, чтобы придумывать и реализовывать интересные и эффективные социальные проекты, которые будут тиражируемы в стране.
Более подробно узнать о сообществе «B Corps» и способах вступления вы можете на сайте www.bcorporation.net