Влияние кризиса ощущают и люди. Согласно опросу, который провела компания PwC, 84% потребителей уверены, что Россия переживает кризис. При этом более 90% респондентов отметили снижение покупательской способности, а 53% не могут делать накопления.
С мнением людей солидарны и представители бизнеса. К слову, они первые почувствовали на себе негативные последствия экономической и политической нестабильности, при этом многие ощутили кризисное влияние еще в середине 2014 года. Но, конечно, надо понимать, что кризис оказывает влияние не только на уровень прибыли компаний и размер зарплат их сотрудников. Он воздействует на все сферы общественной жизни, и в большей степени – на социальную, которая, к сожалению, в России и без того не в лучшем состоянии.
В докризисные времена, а именно в 2010-2011 годах, которые еще называют «сытыми», некоммерческие организации и ответственные бизнес компании активно развивали самостоятельные социальные программы в самых разных областях. Органы власти при этом занимали довольно отстраненную позицию, вмешиваясь только в те проекты, которые либо невозможно реализовать без участия государства, либо интересны самой власти, а бывало и так, что в условиях вертикальной системы отношений, государство если не «раздавало», то настойчиво рекомендовало ответственным компаниям направления социальной деятельности.
Что будет теперь с этими программами и накопленным опытом? Да, эксперты утверждают, что кризис не лучший период для интенсивного развития социальных проектов, но в то же время многие видят в нем возможности для апробации новых форматов сотрудничества для всех участников социальной сферы.
Один из таких форматов – социальное партнерство, которое уже с 2014 года активно набирает обороты, а сейчас, по мнению экспертов, вообще становится трендом. И их слова подтверждают результаты исследования, которое провел центр развития филантропии «Сопричастность». В опросе приняли участие 180 экспертов, представители всех трех секторов – власти, бизнеса и НКО. Мы уже писали о том, что все они по-своему видят это социальное партнерство. Однако многие сходятся во мнении, что для плодотворного сотрудничества необходимо взаимоуважение и солидарность, а главное – равноправие. Как раз с этим у нас возникают проблемы. Дело в том, что интересы-то у всех участников разные, а объединяться во имя общего дела и действовать иногда в ущерб себе могут далеко не все. Именно поэтому гораздо чаще встречаются проекты социального партнерства не с тремя, а с двумя участниками, коими являются НКО и бизнес.
А как же власти?
У многих возникает этот логичный вопрос. Ведь именно в «руках» региональных администраций сконцентрированы те возможности, без которых невозможно реализовать многие задумки. Увы. НКО и бизнесу проще договориться между собой, чем связываться с зарегламентированным инструментарием властей. Пусть возможности в партнерстве НКО-бизнес, ограничены, зато и бюрократических барьеров меньше – считают участники исследования.
Однако кризис диктует свои условия, и государство в некоторой степени вынуждено «разворачиваться» к участникам социальных партнерств. Оно сейчас как никто другой заинтересовано в привлечении единомышленников к решению социальных задач. Потому что типичная схема взаимодействия власти и общества – то, что принято называть социальной защитой населения, – является пассивной формой, когда государство исполняет роль скорой, хоть и не всегда, помощи. Но сейчас уже недостаточно просто давать деньги незащищенным слоям населения. Экономическая ситуация сегодня требует предпринимать активные действия и искать альтернативные пути решения социальных проблем, которые вот-вот обострятся из-за сокращения бюджетов.
Общество, которое парадоксальным образом доверяет государству, ждет, что оно возьмет на себя ведущую роль в развитии и поддержке социальной сферы, станет регулятором процесса и начнет привлекать других участников, прежде всего бизнес, к решению социальных задач и создавать среду социального партнерства. При этом именно НКО могут способствовать этому развитию. Потому что неправительственный сектор, являясь потребителем услуг и бизнеса, и государства, и ощущая на себе результаты их деятельности, может давать им оценку и обратную связь и рекомендации.
Кому это выгодно?
Объединяя усилия, каждый участник социального партнерства может сократить собственные расходы на проект, но при этом средства и человеческий капитал, вложенные в проект, увеличивается за счет объединения ресурсов. Партнерство, безусловно, выгодно власти – с помощью бизнеса и НКО, оно может решать социальные задачи, которые актуальны всегда.
Однако социальное партнерство выгодно не только его участникам, но и обществу в целом. Объединение усилий и налаживание межсекторного диалога способствует развитию местного сообщества, повышению доверия к бизнес-структурам, органам государственной власти, некоммерческому сектору, а также формированию благоприятных условий для проживания в регионе. Многие эксперты уверены, что, участвуя в социальных проектах, личную выгоду имеют даже обычные люди. В качестве вознаграждения они получают улучшение качества жизни и решение существующих социальных проблем.
С чем приходится работать?
Однако, как бы красиво все это ни звучало, и как бы ни были очевидны все плюсы социального партнерства, его развитие не происходит быстро. Барьеры создают экономическая и политическая ситуация. Эксперты выделяют несколько вызовов времени, с которыми приходится мириться и работать.
Экономически сложное время. Кризис не позволяет увеличивать социальные бюджеты и отчисления на социальные проекты.
Политическая ситуация в стране. Жесткая позиция власти не способствует развитию равноправного партнерства.
Непрофессионализм НКО. Если некоммерческие организации не идут дальше сбора средств для адресной помощи, не являются «проводниками» в части компетенций и распространения своего же опыта, это тормозит развитие социального партнерства.
Недостаточная прозрачность и открытость. Это вызывает недоверие и государства, и бизнеса, и населения. Бюрократия и длительные сроки согласований и принятия решений. Это касается в первую очередь органов государственной власти, где люди, которые принимают решения, не очень заинтересованы помогать в реализации проектов.
«Черные» списки. Организации, которые по каким-либо причинам оказались неугодны управляющим структурам, и попали в эти списки, могут лишиться помощи – и бизнес, и общество неохотно поддерживают их проекты.
Отсутствие определения понятия «социальное партнерство» на законодательном уровне, а также стереотипы и недоверие, связанные с деятельностью НКО.
Желание бизнеса получать быстрые результаты, а значит – поддерживать краткосрочные, а не институциональные, проекты.
Нежелание власти поддерживать проекты, которые она считает «околополитическими», особенно в период выборов.
Что нужно для развития?
Участники исследования сошлись во мнении, что условия для развития социального партнерства не могут появиться сами по себе – их нужно создавать.
Разумеется, это развитие невозможно, в первую очередь, без финансирования. Так как кризис не позволит организациям увеличивать и расширять присутствие в социальных проектах, им необходима поддержка в виде пожертвований и всевозможных грантов – от государства, бизнеса и других НКО. Нужна и общая площадка, где представители разных секторов могут взаимодействовать, делиться опытом и решать возникающие проблемы. И конечно, не нужно ждать чего-то только от крупного бизнеса. Малый и средний, а еще социальные предприниматели могут, конечно, в меньшей степени, но не менее эффективно способствовать развитию и устойчивости социального сектора.
Интересно, что многие участники исследования считают, что условия для формирования партнерства уже созданы, а развивать практики нужно, изменив модели взаимодействия, а именно научиться слушать друг друга, не перетягивать одеяло на себя и думать не только о собственной выгоде. В целом можно сказать, что молодое поколение уже осознанно подходит к подобным идеям и более активно включается во взаимодействие, а заинтересованные стороны уже признали, что к реализации своих проектов нужно привлекать представителей других структур. И социальное партнерство уже стало трендом, который нужно поддерживать, привлекая больше участников в этот процесс.
Статья подготовлена на основе материала «Социальное партнерство как общественный тренд», анализирующего данные исследования центра развития филантропии «Сопричастность».