К основным недостатками целевых капиталов относят то, что они, во-первых, не решают социальные вопросы здесь и сейчас и «консервируют солидные суммы», вместо того чтобы направить их на преодоление многочисленных острых проблем, существующих в обществе. Во-вторых, многие эксперты сомневаются в экономической выгоде от деятельности эндаументов – она не очевидна, а доход от инвестирования целевого капитала часто не в силах соревноваться с инфляцией.
«Одна из самых больших проблем, с которыми сталкиваются эндаумент-фонды, – сложность объяснения благотворителям необходимости жертвовать деньги на решение проблемы в долгосрочной перспективе. Для потенциальных жертвователей понятна ситуация, когда деньги необходимо собрать на лечение ребенка, строительство храма или покупку гуманитарной помощи для пострадавших от природных катаклизмов. В данных примерах всегда очевидно, кто конкретно является получателем собранных средств, также можно отследить результат помощи. Когда человек жертвует в эндаумент, например, университета, он не увидит новые корпуса через два года или обновленные аудитории через несколько месяцев», Екатерина Герус, исполнительный директор Фонда целевого капитала «Истоки»
Если говорить о плюсах эндаументов, то в первую очередь это прозрачность и целевое использование средств благотворителя, которые обеспечиваются требованиями закона, – это и публичные отчеты, и обязательное наличие договора пожертвования, где указывается программа, на которую выделяются средства.
«Краеугольным камнем фондов целевого капитала является открытость, понятность расходования средств. То, какая отчетность сегодня существует в фондах ЦК, как внимательно финансовые регуляторы следят за управлением их капиталами, а также то, как внимательно доноры оценивают те ресурсы, которые они предоставляют, – весь этот опыт было бы неплохо изучить и применять многим некоммерческим организациям», Мария Черток, директор фонда CAF Россия
Еще одно преимущество эндаументов – это льготное налогообложение. Правда, пока оно существует только для частных жертвователей, они могут рассчитывать на налоговый вычет в пределах 25% налогооблагаемого дохода. Корпоративных доноров это правило пока не касается, что в принципе соотносится с общей политикой налогообложения в благотворительности у нас в стране. Однако хочется верить, что этот лед скоро тронется.
«Мы готовимся к внесению в правительство законодательных инициатив, связанных со снятием ограничений на пожертвования в фонды целевого капитала и принятием налоговых льгот для юридических лиц, жертвующих в фонды целевого капитала. Мы рассчитываем на активное участие бизнеса, которое демонстрирует, например, Фонд В. Потанина. Думаю, что мы сможем использовать реально существующий потенциал фондов целевого капитала, чтобы через этот механизм обеспечить приток негосударственных инвестиций в некоммерческую сферу» – Артем Шадрин, директор департамента инновационного развития Министерства экономического развития Российской Федерации
И еще несколько плюсов. По закону эндаумент обязан передать средства целевого капитала в управляющую компанию, поэтому инвестированием этих денег всегда занимаются профессионалы, которые могут подобрать оптимальные финансовые инструменты, чтобы добиться поставленных фондом задач и при этом сохранить капитал и уберечь его от обесценивания из-за инфляции. Полученный доход позволяет фондам планировать свои расходы в перспективе и не зависеть от результатов фандрайзинга, применяя его часто только для пополнения тела капитала.
Конечно, в России существует недоверие к долгосрочному планированию и к рынку капитала в целом. Нам пока трудно представить, что созданный сегодня фонд будет существовать и работать через 50 или 100 лет. Однако опыт западных эндаументов показывает, что это вполне реально. К примеру, самые известные эндаументы США — фонды Гарвардского, Йельского, Пристонского и Стенфордского университетов — имеют многолетнюю историю и успешно работают, приумножая свои капиталы.
У российских фондов целевого капитала есть отличная возможность опереться на международный опыт и постараться перенять его. По крайней мере, из примера развития западных эндаументов уже сейчас можно почерпнуть ряд полезных замечаний и советов для российской практики целевых капиталов.
Во-первых, это, конечно, налоговые льготы. Они просто необходимы для всех, кто жертвует деньги на благотворительность. В значительной степени льготное налогообложение способствует привлечению средств в эндаументы и увеличению размера фондов.
Во-вторых, возможность инвестирования в рискованные инструменты, такие как недвижимость и хедж-фонды, позволяет добиться более высокого дохода от инвестирования. Однако и чревата большими потерями. В России сегодня большинство эндаументов придерживаются крайне консервативной инвестиционной политики, вкладывая капитал в облигации и размещая средства на депозитах в банках, что в условиях высокой волатильности рынка и экономической нестабильности вполне объяснимо.
В-третьих, на расходы фонда (административные и проектные) на Западе, как правило, ежегодно используется около 4% от размера эндаумента. Практика российских фондов показывает стремление использовать 5–10% от эндаумента на финансирование проектов.
Наконец, примером для многих российских фондов является политика сокращения административных расходов фондов за счет развития партнерских отношений как с бизнесом, государством, так и с другими некоммерческими организациями.
Материал подготовлен по материалам площадок «Бизнес и общество», «Evolution & Philanthropy», «Филантроп», «Целевые капиталы»
Ссылки на источники:
http://www.b-soc.ru/theory-and-practice/materials/material/analit/74
http://ep-digest.ru/wp-content/uploads/2014/08/1_2013_endowments.pdf
http://philanthropy.ru/analysis/2014/05/14/15427/#.U6rhkUDAB8F
http://endowment.donorsforum.ru/event/itogovaya-konferentsiya-programmy-tselevye-kapitaly-strategiya-rosta-2/