«Под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации» (п. 6 ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
И если с первой частью определения «Иностранный агент» всё ясно, то у специалистов возникает много вопросов относительно участия НКО в политической деятельности. Они отмечают, что российское законодательство не содержит однозначно трактуемого понятия «политическая деятельность», и это позволяет применять закон произвольно.
Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях», эксперты выделяют два основных признака политической деятельности НКО:
1) Участие (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций;
2) Проведение таких акций с целью:
- воздействия на принятие государственными органами решений, при этом
такие решения государственных органов должны быть направлены на изменение проводимой ими государственной политики;
- формирования общественного мнения в указанных целях.
Стоит заметить, что любое взаимодействие НКО с социумом может быть направлено на формирование общественного мнения, в том числе с целью воздействия на принятие государственными органами соответствующих решений.
Кроме того, специалисты ссылаются на п.6. ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях», где сказано, что к политической деятельности не относится деятельность в 13 областях:
• наука
• культура
• искусство
• здравоохранение
• профилактика и охрана здоровья граждан
• социальная поддержка и защита граждан
• защита материнства и детства
• социальная поддержка инвалидов
• пропаганда здорового образа жизни
• физическая культура и спорт
• защита растительного и животного мира
• благотворительная деятельность
• деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.
Тем не менее, государственные органы признают НКО иностранными агентами даже в тех случаях, если они работают исключительно в рамках этих областей. Этот вывод специалисты центра сделали, анализируя причины, по которым НКО были включены в реестр.
Авторы работы исследовали материалы дел в отношении 41 НКО, которые были принудительно включены в реестр «иностранных агентов» (данные на март 2015 г.) и выделили 70 оснований для признания деятельности НКО политической на основании судебных актов, предписаний прокуратуры, проверок Министерства юстиции и материалов дел об административных правонарушениях.
Приводим некоторые из них.
1. Проведение мероприятий ДО вступления в силу закона об иностранных агентах
Автономная некоммерческая организация «Юристы за конституционные права и свободы» (АНО «Юрикс») была признана иностранным агентом, несмотря на то, что, согласно позиции организации, вменявшиеся ей в вину мероприятия были проведены до 22.11.2012г. – даты вступления в силу закона об иностранных агентах.
2. Размещение в Интернете мнения руководителя организации, информации о его выступлении на публичном мероприятии
Так, выступление руководителя «Краснодарской краевой общественной организации выпускников вузов» с докладом на конференции в Сочи, организованной аппаратом кубанского Уполномоченного по правам человека и посвященной гражданскому контролю в местах лишения свободы, стало основанием для признания организации иностранным агентом.
3. Сбор подписей под обращением, размещенным на сайте организации
Санкт-Петербургская правозащитная общественная организация «Лига избирательниц» разместила на сайте призыв к сбору подписей против цензуры информации в интернете, что прокуратура посчитала элементом политической деятельности и отразила в предписании прокуратуры.
4. Заявления относительно конфликта на юго-востоке Украины
Деятельность Санкт-Петербургской региональной общественной правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» признана политической в том числе и за то, что 03.03.2014г. организация опубликовала на своем сайте информацию, в которой Элла Полякова (руководитель организации) призывала к дипломатическому урегулированию конфликта на Юго-Востоке Украины.
5. Проведение одиночных пикетов
Анна Пастухова провела одиночный пикет с плакатом «Вы отмечаете День Конституции? Я – ДА!». Поскольку она является руководителем Межрегиональной общественной организации Информационно-просветительский центр «Мемориал», то орган юстиции посчитал, что, во-первых, это деятельность организации, а во-вторых, она политическая.
6. Подготовка докладов в ООН
Фонд содействия защите прав и свобод граждан «Общественный вердикт» признан иностранным агентом, в том числе за подготовку доклада в ООН. Так прокуратура города Москвы указывает, что Фондом «осуществлена подготовка доклада «Об исполнении Российской Федерацией Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» в период 2006-2012 годы. Положительной оценкой данного проекта являлось размещение доклада на сайте Комитета ООН против пыток.
Деятельность Фонда направлена, в том числе, на вмешательство в проводимую государством политику в сфере работы правоохранительных органов путем лоббирования своих предложений по ее изменению, на формирование общественного мнения о необходимости изменения проводимой органами власти правоохранительной политики, получение общественной поддержки своих действий для оказания большего влияния на власть, что подпадает под данное Законом №7-ФЗ определение «политической деятельности».
7. Издание просветительской и правозащитной литературы, периодики
Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация «Гражданский контроль» издала в 2014г. брошюру «Примирительные процедуры в суде», в тексте которой, по мнению прокуратуры, «представлена оценка деятельности судебной системы Российской Федерации, регулирующего ее законодательства, а также сформулирована позиция о необходимости разработки иных нормативно-правовых актов в данной сфере».
8. Наличие в офисе организации литературы, посвященной политической ситуации в стране
В офисе Межрегионального общественного фонда содействия развитию гражданского общества «ГОЛОС Поволжье» при проверке были обнаружены книги «Возможны ли свободные выборы в России» (книга издана в 2004г., организация создана в 2006г.) и «Путин. Коррупция» (издана до
2011г.), что является, по мнению государства, политической деятельностью.
9. Участие в велопробеге
Темур Кобалия как представитель Автономной некоммерческой правозащитной организации «Молодежный центр консультации и тренинга» 02-04 августа 2010г. принял участие в велопробеге «Россия-Грузия: Владикавказ-Тбилиси», что послужило основанием для признания деятельности организации политической.
10. Природоохранная деятельность
09-11.09.2014г. Еврейское областное региональное отделение Общероссийской общественной организации «Муниципальная Академия» совместно с другими организациями организовала и провела пятую международную научно-практическую конференцию «Современные проблемы регионального развития», на которой обсуждались вопросы воздействия человека на окружающую среду. По итогам конференции органам власти направлены рекомендации и предложения по решению вопросов, обсуждавшихся на конференции. Эта деятельность организации признана политической.
11. Организация и проведение премий и антипремий
Фонд «Институт Развития Свободы Информации» организовал голосование по премиям «Вторая премия Права Знать» и «Антипремия Права Знать», что прокуратура и суд посчитали политической деятельностью.
12. Направление обращений в органы государственной власти
Прокуратура посчитала политической деятельностью Межрегиональной общественной организации «Комитет против пыток» подготовку организацией многочисленных аналитических отчетов, обращений по вопросам правоприменительной практики, направляемые в различные органы государственной власти России. Подобные действия прокурор расценивает как «направленные исключительно на формирование определенного общественного мнения и воздействие на органы государственной власти с целью побудить их принять определенные решения и нормативно-правовые акты».
Подробнее ознакомиться с докладом Вы можете на сайте www.philanthropy.ru