Что стало отправной точкой развития социальной деятельности компании Amway в России, и с какими трудностями Вы столкнулись на первом этапе?
А.С.: Я уже почти три года работаю в Amway в России. У нас в компании благотворительность была всегда неотъемлемой частью бизнеса: в течение 50 лет по всему миру определенный процент с продаж идет на благотворительность, в частности на помощь детям. В России активное развитие началось 10 лет назад – тогда запускалось очень много различных проектов. Нам хотелось не только помогать отдельным людям, а добавить системности, способствовать позитивным изменениям. Я считаю, что некоторые темы нужно актуализировать, необходимо расширять информационный поток, чтобы люди могли услышать и осознать существующие проблемы. В основном наш бизнес позиционируется как семейный, поэтому мы помогаем семьям, решившим усыновить ребенка. Да, со стороны кажется, что они благополучны, но на самом деле все обстоит несколько иначе. Таким семьям требуется не только материальная, но и профессиональная поддержка – то, чего не в состоянии дать государство. Без грамотной подготовки родителей вторичного сиротства избежать не удастся.
Когда мы начали сотрудничество с фондом поддержки и развития филантропии «КАФ», было решено раздавать деньги с помощью грантов. Ведь нужно помогать не тем, кто нуждается, а тем, кто знает, как распорядиться средствами. Такая позиция кажется мне единственно верной. Мы считаем, что ежегодная целенаправленная помощь способна что-то изменить, поэтому постоянно занимаемся продвижением темы осознанного родительства в СМИ. Без правильной рекламы невозможно актуализировать проблему, сделать так, чтобы люди понимали нас и поддерживали, а НКО приходили за грантами. Мы готовы очень много работать, нам интересно помогать, рассказывать людям, кто мы, общаться со СМИ. Благотворительность в нашей стране молодая. И есть несколько факторов, мешающих ее развитию. Благотворительность должна быть массовой, но многие этого не понимают. А еще в нашей стране отсутствует системный подход, люди откликаются сердцем, делают «эмоциональные» пожертвования. Если всем очевидно, что больному ребенку нужны средства на лечение, то их соберут. А вот с приемными детьми все не так прозрачно, ведь все здоровы, им есть где жить. Если ситуацию необходимо понять и прочувствовать, люди теряются и не хотят реагировать. Только представьте, как сложно сформировать семью и наладить контакт с ребенком, который за свою маленькую жизнь уже столкнулся с трагедией возврата. Наши дистрибуторы стали узнавать о существующих проблемах приемных детей от нас только на встречах и были шокированы. Мы считаем, что именно пиар и работа со СМИ помогут объяснить людям, что и зачем мы делаем.
Сейчас наша компания активно сотрудничает с физическими лицами, мы производим благотворительные товары, часть средств от которых идет на нашу программу, налаживаем тесные связи с грантополучателями. Появилась возможность делать пожертвования с помощью банковских карточек или онлайн-переводов. В этом году мы планируем выдать несколько десятков грантов, более того наши дистрибуторы и сотрудники также смогут сделать пожертвование в пользу понравившейся программы. Надеюсь, что люди задумаются и проявят заинтересованность.
Можно ли сказать, что вот он – компенсаторный механизм, который поможет продолжать развиваться в кризис?
А.С.: Безусловно, компания пытается сохранить и увеличить бюджет. Когда мы только начинали, сбор от продаж благотворительных товаров составлял 2 миллиона рублей, через год он увеличился до 10 миллионов, а по результатам 2014 года мы собрали около 12 миллионов. Когда общество начнет понимать, что мы делаем, увеличится и количество пожертвований в фонд. Я считаю, что независимые предприниматели Amway, наши дистрибуторы, должны собирать столько же, сколько выделяет компания. Такова наша мечта. Очень хочется, чтобы к людям пришло понимание, что благополучие – это не хорошая зарплата и большая квартира. Это прежде всего душевное равновесие, гармония с собой и миром. Я очень благодарна родителям, которые берут в свою семью приемных детей. В детских домах бывают сложные, зажатые дети, не способные адаптироваться к нормальной жизни, конфликтующие с учителями и сверстниками. Именно поэтому надо оказывать им не только финансовую, но и «человеческую» помощь.
Наш фонд относится к НКО, поэтому кроме донорских программ мы стараемся делать еще и информационные. Одна из них посвящена отношениям между родителями и детьми. На сайте можно посмотреть вебинары, рассказывающие о различных нюансах психологии и воспитания. Подписка на ежемесячную рассылку бесплатна. И очень приятно, что наши грантополучатели с удовольствием делятся своим опытом и участвуют в инициативах фонда.
Не так давно мы начали работу над очень интересным проектом, который называется «Академия родительства». Мы собрали десять реальных ситуаций из жизни и по ним сняли несколько фильмов. Родители могут посмотреть на себя со стороны и понять, все ли они правильно делают. Наша мечта – сделать настоящую большую энциклопедию в партнерстве с солидной организацией. Хотелось бы, чтобы нас кто-то поддержал. И поэтому мы призываем всех к сотрудничеству. В идеале мы планируем сделать подборки по каждой возрастной категории, чтобы родителям было проще общаться и узнавать своих детей. Знаете, я сама очень изменилась за эти три года, стала анализировать свои слова, поступки и поведение. Мне кажется, что профессиональный взгляд со стороны будет полезен даже для благополучных во всех смыслах родителей.
Должно ли государство заниматься той же деятельностью, или, наоборот, нужно оставить пространство исключительно для благотворительности?
А.С.: Понятно, что государство не может охватить всего, а в некоторых ситуациях оно даже не понимает важность вопроса. Чем больше мы актуализируем тематику и объясняем, тем больше будет ответных действий. Очень многое зависит от самих людей. Если обществу что-то требуется, государство включается, пусть не сразу, а постепенно. Но самые нужные начинания идут именно снизу.
Я слышала, что у нас эта ниша плохо развита. Хочется услышать Ваше экспертное мнение.
А.С.: Да, мы могли бы требовать гораздо больше, создавая определенную потребность. Я считаю, что это – эволюционный путь. Мы должны поднимать острые вопросы и показывать государству, как их можно и нужно решать. Знаете, это своего рода бизнес-кейс, где расписана каждая цифра и смысл всех операций. Только так можно что-то изменить, ведь без помощи власти ничего не получится. Повторюсь, все зависит от фондов, организаций, предпринимателей и от каждого конкретного человека.
Как меняются в момент кризиса все те процессы, о которых мы сейчас говорим?
А.С.: На самом деле они замедляются. Понятно, что у компаний есть приоритеты и прежде всего нужно спасать бизнес. Тяжелая экономическая и политическая обстановка сказывается на объемах получаемой донорской помощи, количестве специалистов и на других факторах. Благотворительность всегда страдает во время кризиса, главное – поддерживать ее хотя бы на минимальном уровне. Помогать при любых обстоятельствах – вот верная человеческая позиция. И это касается всех: и организаций, и обычных людей. Мы должны понимать, что те, кто нуждается в помощи, в период кризиса чувствуют себя гораздо хуже нас с вами.
Люди еще не до конца понимают, что происходит, но бизнес уже чувствует влияние кризиса. Так влияет ли экономическая ситуация на осознанность потребностей?
А.С.: Дело в том, что у нашей компании очень лояльные партнеры. У других ситуация абсолютно иная. В том случае, когда подобного взаимодействия не происходит, люди не отдают свои деньги благотворительным фондам. Нас ожидает тяжелый период, подобный тому, который был в 2008 и даже в 1998 году. К сожалению, массовая благотворительность еще не успела сформироваться, и в основном она развивается благодаря инвестициям крупного или среднего бизнеса. Именно наша компания надеется на компенсацию и удачное ведение дел, остальные – не уверена. Общественным организациям нужно понять, что массовая благотворительность требует кропотливой и усердной работы. А как без определенных действий, разговоров и пропаганды люди поймут, зачем это нужно? Очевидно, что кризис повлияет и на государственный сектор, и на коммерческий. Потребители тоже скоро почувствуют перемены.
На сегодняшний момент нет некой страховки. Почему? Во-первых, в России благотворительность появилась совсем недавно, во-вторых, нет упорядоченного понимания стратегии. Нужно взывать к гражданской ответственности, формировать отзывчивое общество, хотя бы в области благотворительности. Ресурсы есть – наши люди очень добрые и отзывчивые, с ними просто нужно говорить.
Если проводить аналогии с кризисом 2008-2009 годов – можно ли использовать выработанные тогда механизмы и опыт тех лет?
А.С.: Наша компания начала деятельность в России всего 10 лет назад, и в 2008 году мы практически не пострадали. Бизнес процветал и стремительно развивался, проблема не была актуальной. Сейчас спад чувствуется, но он небольшой. Если говорить о моем личном опыте, в 2008 году я работала в фирме, у которой также росли продажи. Поэтому я не могу сказать, что нужно делать. Наверное, я бы открывала серьезные проекты, объединяла бы различные компании и фонды. Есть фирмы и организации, которые хотят взаимодействовать. И это прекрасно, ведь в благотворительности нет конкуренции, я не вижу внутреннего соперничества. Например, очень многие помогают детским домам, но я не могу выделить соперников или конкурентов именно в коммерческой сфере, а не среди благотворительных фондов.
Скажите, насколько КСО-программы вписаны в бизнес-стратегию вашей компании?
А.С.: С одной стороны, мы хотели немного отделиться, чтобы быть понятными и прозрачными. Тогда было принято решение об учреждении отдельного юридического лица, представляющего фонд в некоммерческом секторе. Поэтому у нас есть программа, которую мы выполняем всегда. Но с точки зрения бизнес-процессов все настолько переплетено, что нет четкого разделения. Мы привлекаем к программам и сотрудников, и наших независимых предпринимателей, активно принимающих участие в жизни фонда. Очень важно, что все заинтересованы в успехе. Фонд действует как отдельное юридическое лицо, но все процессы вписаны в стратегию. Мы стараемся соблюдать баланс.
Правильно ли я понимаю, что в конце декабря был составлен бюджет на 2015 год. Он будет пересматриваться?
А.С.: Да, есть планы и бюджет, но мы не можем предсказать, каким будет фандрайзинг. Только от деятельности фонда зависит, сколько денег мы соберем. Конечно, есть минимум, от которого никто не откажется. Есть и то, что очень хочется реализовать, если наши доноры предоставят возможности.
У нас все построено на лояльности. Знаете, аудитория Amway – это очень активные люди, и у них есть внутренняя потребность совершать добрые дела. Они реализуют и свои личные программы. Мы должны объяснить, что и зачем делает корпоративный фонд, чтобы часть их средств поступала к нам.
У нас есть еще одна, очень молодая, программа – экологическое волонтерство. Когда мы придумывали название фонда, то хотели объединить в нем экологию и детей – самое важное, что есть в жизни. Мне кажется, что получилось отлично: «В ответе за будущее». С экологической программой у меня были сомнения, ведь тема еще более сложная, чем поддержка приемных детей. Было много сомнений: казалось бы, зачем куда-то ездить и убирать мусор? Но результат превзошел ожидания. За два месяца мы провели более ста акций в разных городах России. Честно говоря, я сама не до конца понимала, как это будет происходить, но восторженные отзывы людей мотивируют идти вперед. Мы лично ездили на Волгу, чтобы провести уборку берега там. Когда таксист узнал, что люди приехали из другого города очищать берега реки от мусора, сразу поинтересовался, а сколько мы за это получим. Экологическое направление, безусловно, надо развивать. Мы реализуем программу «Экоофис», собираем батарейки, правильно утилизируем мусор. Везде висят плакаты, напоминающие, что надо выключить воду, экономить электричество и так далее.
Наверное, акция дала моментальный результат и понравилась людям, потому что эффект виден сразу.
А.С.: Да, это гораздо проще, чем с семьей и усыновленными детьми. Все наглядно и понятно, не приходится объяснять. Но у нас очень хорошая команда, и мы надеемся, что все получится. Мы делаем правильные вещи – это подтверждает награда за прорыв, стремительный скачок на 9 место с 45 в ежегодном рэнкинге «Лидеры корпоративной благотворительности» газеты «Ведомости». Мы хотим продолжать в том же направлении, очень радует, что люди стремятся помогать все больше, по сравнению с прошлым годом количество волонтеров увеличилось в три раза, представляете? Люди стали понимать нас – это воодушевляет.