1
Узнать всё о социальных проектах бизнеса
На карте Навигатора мы собрали информацию о разных социальных программах компаний.
Чтобы подробнее узнать о конкретном мероприятии, просто щелкните на его метку
2
Посмотреть Афишу социальных проектов
Интересно, какие акции проходят сегодня? Загляните в раздел «События», в котором, помимо мероприятий, мы собрали самые интересные новости в сфере благотворительности
3
Прочитать аналитику
Мы подобрали для Вас самые актуальные аналитические материалы, рейтинги и результаты исследований социальной активности бизнеса и НКО
4
Найти партнёров
Хотите стать ответственным бизнесом? Переведите Навигатор в режим «Требуются спонсоры», и мы покажем Вам мероприятия, которым нужна поддержка
Интервью с Ириной Вдовенко в рамках темы «Целевые капиталы»
«РАЗВИТИЕ ЭНДАУМЕНТОВ В РОССИИ СДЕРЖИВАЮТ ОГРАНИЧЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»
Руководитель проекта Форума Доноров «Целевые капиталы» Ирина Вдовенко рассказала спецпроекту «Социальная карта бизнеса», что может способствовать развитию эндаументов в условиях кризиса.

Существуют ли в России национальные особенности фондов целевого капитала? Что стимулирует, а что тормозит развитие этой модели?

И.В.: Главная особенность и одновременно сложность формирования целевых капиталов заключается в новизне этой модели для нашей страны. Именно поэтому пока практически нет возможности продемонстрировать и оценить результаты. Целевые капиталы всегда устремлены в будущее, для нас же сложность планирования в условиях неопределенности была актуальна во все исторические периоды. Кроме того, в отличие от многовековой истории эндаументов за рубежом мы пока не привыкли к этому инструменту, еще не выросло поколение, для которых ежемесячные отчисления, например в университетский эндаумент, – это привычное дело. Наконец, понятие «эндаумент» только начинает появляться в риторике органов исполнительной власти, в то время как в большинстве зарубежных стран сложилось историческое участие государства в работе таких фондов.

Однако в нашей стране в последние годы эта модель стремительно набирает популярность. И важно, что прирост не ограничивается лишь сферой высшего образования. Фонды активно создаются в сфере и культуры, и искусства, все чаще к этой модели обращаются сферы здравоохранения, социальной защиты и спорта. Но, к сожалению, на сегодняшний день задействованы не все области, в которых возможно создание эндаументов. Например, модель остается невостребованной в сфере оказания юридической помощи и охраны окружающей среды. Мы это связываем с проблемой отсутствия прецедента: довольно трудно решиться на такое начинание без опыта коллег по нише.

Развитие модели эндаументов в России сдерживают и существующие ограничения в законодательстве. Закон предусматривает возможность использования налогового вычета для жертвователей-физических лиц. В то же время юридические лица, которые довольно активно поддерживают фонды целевого капитала, такой возможности лишены. Совершенствования требует и законодательство о благотворительной деятельности. В настоящее время благотворительные организации, в том числе благотворительные фонды, не могут участвовать в формировании и пополнении целевых капиталов некоммерческих организаций. Благотворительным организациям также не разрешается формировать целевые капиталы для поддержки собственной деятельности, так как все имеющиеся у них средства должны быть потрачены на конечных благополучателей и не могут использоваться для получения дохода. Это негативно сказывается как на устойчивости самих благотворительных организаций, так и на их возможности в полной мере реализовывать свою миссию.

Продолжая разговор об особенностях – в чем преимущества эндаументов? Какие финансовые гарантии есть у фондов целевого капитала?

И.В.: Эндаумент не зря называют «вечным капиталом». Это и есть его основное преимущество. Несмотря на это, привлечение средств на текущие расходы считается, да и является по сути, более простым. Как отмечают сами фонды, эндаумент – наивысшая форма поддержки жертвователем, признание не только целей фонда, но и его глубинных ценностей, миссии. А финансовой гарантией работы фонда является грамотное управление средствами капитала, выбор оптимального портфеля. Именно поэтому важно уделять должное внимание выбору управляющей компании, знакомиться с существующими рэнкингами и отзывами сообщества.

Насколько развит в нашей стране рынок управления целевыми капиталами? Управляющие компании заинтересованы в работе с эндаументами?

И.В.: Для существующего числа действующих фондов рынок управления средствами эндаументов достаточно развит. Безусловно, чем больше фондов будет создаваться, тем активнее будет расти предложение по управлению средствами. Примечательно, что управляющие компании не просто заинтересованы в управлении капиталами, зачастую они сами выступают поддерживающей и направляющей силой развития этой модели. Ведь управляющий – это не какая-то абстрактная машина, это конкретная команда, задача которой оптимизировать риски, принести наибольшую доходность, обеспечить сохранность средств и сделать свою работу понятной для клиента! И эффективность появляется тогда, когда фонд и управляющая компания начинают работать в связке на достижение общих целей. И да, для этого немаловажно, чтобы управляющая команда разделяла эти цели и верила в успех своего клиента.

Во взаимоотношениях «целевой капитал–управляющая компания» ключевым моментом является доверие. Думается, одними из важных неформальных критериев выбора управляющего может быть его открытость, понятность предлагаемой стратегии управления, адекватная оценка рисков. И, естественно, управляющая компания должна соответствовать необходимым требованиям, предъявляемым законом, и индивидуальным требованиям конкретной НКО.

Какие инвестиционные инструменты применяют управляющие компании, и какие из этих инструментов наиболее эффективны? Что влияет на доходность фонда?

И.В.: Задача-максимум управляющей компании – обеспечить эндаумент доходностью, которая к тому же будет сохранять тело фонда от инфляции, то есть от обесценения капитала, и осуществить реальное приращение активов, которые пойдут на финансирование целевой деятельности. В нынешних политико-экономических условиях наиболее эффективным многие эксперты считают так называемый консервативный подход – это тщательный фундаментальный анализ и активное управление уровнем рыночного риска портфеля в целом. Это подразумевает консервативный фокус с жестко лимитированным уровнем рыночного риска, осторожное отношение к кредитным рискам и высокую диверсификацию портфеля.

Следует отметить, что законодательство допускает достаточно широкий перечень инструментов доверительного управления. Но, во-первых, не все они эффективны в кризисных условиях, а во-вторых, некоторые из них обладают рядом процессуальных ограничений для оперативного использования.

Кризис, наверное, вообще не самое подходящее время для развития эндаументов?

И.В.: Напротив. Кризис на удивление удачное время для развития эндаументов. Кстати, к такому выводу совсем недавно пришли и участники двух заседаний клуба «Целевой капитал», посвященных темам управления и расходования средств эндаументов именно в условиях кризиса. Любой кризис это возможность для переосмысления инструментов работы и институциализации. Он стимулирует к большей эффективности и оперативности управления, прозрачности и профессиональной оценке своей работы фондами. А эти показатели и есть залог успеха деятельности фондов целевого капитала. Конечно, доход от эндаумента может быть и нулевым, и даже отрицательным. И в каждом конкретном случае необходимо вырабатывать механизмы, которые не позволят привести к расформированию эндаумента. Повторюсь, это особенно актуально для текущих политико-экономических условий работы некоммерческого сектора в целом и доверительного управления в частности.

Насколько активно некоммерческие организации используют модель целевых капиталов?

И.В.: Все фонды-собственники целевого капитала, созданные в организационно-правовой форме фонда, являются некоммерческими организациями. Если исключить фонды для поддержки высшего образования, то сказать, что другие НКО активно используют этот механизм, будет преувеличением. Но все-таки в последнее время заинтересованность со стороны некоммерческого сектора растет. Я очень надеюсь, что НКО, которые и положили начало, и развили фандрайзинговую деятельность в нашей стране до ее нынешнего состояния, в скором времени освоят для себя и этот механизм.

Это невозможно без активного участия доноров. Что мотивирует компании и других потенциальных доноров вкладываться в эндаументы?

И.В.: Средства в эндаумент могут жертвовать как физические, так и юридические лица. Говоря о последних, мотивировать на пожертвование их может бизнес-заинтересованность в конкретном целевом назначении. Например, это в большей мере характерно для поддержки эндаументов университетов, когда компания-жертвователь вкладывает в конкретные научно-прикладные разработки или способствует тому, чтобы студенты получали специальные знания, будучи заинтересованной в получении высококвалифицированных специалистов.

Что касается физических лиц, при этом мы не будем затрагивать тему массового сбора в пользу альма-матер, то мотивирующий фактор в этом случае – глубинная поддержка идеи, лежащей в основе работы фонда, желание, чтобы идея «жила вечно». То есть это личный интерес и доверие к институции, к фонду. Знаете, Эндрю Карнеги говорил, что занимается «мудрым распределением накопленных средств». Эта фраза является, пожалуй, квинтэссенцией всей сути эндаументов в мире. Целостность модели как раз и заключается в том, что сегодня продолжают «работать» не только пожертвованные средства и основанные фонды, продолжают жить начинания, усилия, мечты и ценности.

Стимулировать и тех, и других потенциальных доноров может не только совершенствование законодательства и налогообложения, но и более широкое освещение роли меценатов со стороны самих фондов. Мы не устаем повторять, что доноров нужно любить и уметь благодарить. А благодарить красиво – это вообще искусство!

Каким образом происходит оценка эффективности будущих фондов?

И.В.: На этапе планирования и создания фонды, безусловно, стремятся оценить свой потенциал. В данном случае они оценивают свои фандрайзинговые возможности, а доноры – то, насколько результативной может стать работа конкретного фонда.

Но в целом оценка эффективности фондов на сегодняшний день развита слабо. Во многом это связано со сложностью выработки единых критериев, методов, содержания оценки разными субъектами работы эндаумента – жертвователями, благополучателями, управляющими, самим фондом, обществом. Таким образом, либо оценку необходимо производить со стороны каждого субъекта, что представляется крайне затратным, либо необходимо вырабатывать консенсусные критерии.

Оценка вообще, а тем более в фондах целевого капитала – тема, пока еще только завоевывающая должное внимание и отношение. Например, в этом году оценка стала темой года Форума Доноров. В октябре состоится конференция, на которой как раз будет обсуждаться культура и практика оценки в благотворительности. Сегодня очень важно говорить об этом, чтобы определить тенденции в области оценки и роли доноров в продвижении этой темы. Также нужно понимать специфику оценки PR-деятельности организаций, роли оценки в организационном развитии. Такое понимание позволит использовать результаты этой оценки в измерении социального эффекта, развитии культуры оценки у благополучателей, а также выработать особенности оценки работы фондов и компаний разного типа. Безусловно, все эти темы актуальны и для эндаумент-фондов.

Другие Интервью