Коронавирус
Искусство
31.07.2020
Текст: Валерия Балыкина
Фотографии: Коллажи Валерия Балыкина

Владеющие искусством в клетке обстоятельств

Театры закрыты. Репетиций нет. Актеры ограничиваются съемками кинопроб и театрализацией домашнего пространства. Артистов беспокоит отсутствие тактильности, взаимосвязи между актерами и зрителями, отсутствие оценки происходящего посредством рукопожатий, объятий и аплодисментов, которые означают «Я вас воспринимаю». Что чувствовали актёры? О чем думали? Как проводили будни? Поговорили с артистами театров. Делимся с вами.

Алиса Дмитриева

Актриса театра Практика, Электротеатра, Театра.doc, Театра Наций. Играет в спектаклях «Кеды», «Фантазии Фарятьева», «Милосердие», «Я убил царя».

Загородный дом. Обед. Веранда.

На столе стоит тарелка с черешней, одинокий нектарин, чайник с травяным напитком и потертая записная книжка. «Угощайся, пожалуйста», — говорит Алиса — голубоглазая девушка с розовыми волосами, которые едва касаются плеч, в льняной юбке и блузке легкой. По-летнему. По-домашнему.

Эмоционально рассказывает о жизни в условиях самоизоляции.

— Во время карантина очень не хватало друзей, хотя я наслаждалась общением с семьей.

По людям скучаешь. Это субъективно, потому что некоторым комфортно в одиночестве. Я экстраверт и как ребёнок из большой семьи, люблю организовывать вечеринки.

Во время пандемии я поняла, что хочу жить с людьми. Многие переехали в наш поселок — образовалось комьюнити друзей. Это мечта: жить с людьми, творить, иметь собственный огород. Я бы хотела продолжать жить за городом.

Я человек тактильный. Так странно, что рядом со мной друзья, а обнять я их не могу. Непривычное ощущение. Долго я бы так жить не смогла. Мне важно потрогать человека (с его разрешения, конечно).

Слова «живи здесь и сейчас» никогда ещё не были так важны. Появилась возможность остановиться и посмотреть, как ты живешь, кто тебя окружает, чем ты занимаешься. Думаю, нашему миру это полезно. Мы забываем о работе руками, а это тоже определенная медитация. Я начала цветы пересаживать. Хорошо, что у меня здесь нет места для огорода, а то и огород сделала бы.

Физический труд — это классно, поэтому многие занялись обустройством дома: сажают растения, готовят еду, убирают — бесконечный процесс.

Обо всем этом я обычно забываю из-за работы, дороги, репетиций. Мы так часто прячемся от себя настоящих. С одной стороны, играя в театре я открываюсь, с другой — убегаю от проблем.

Пандемия оставила меня наедине с собой и семьей.

Люди задумались о том, где они живут. В экстремальной ситуации ты один в четырех стенах. Некоторые удивляются, что я живу загородом. Пандемия показала: мало кто хочет быть запертым в мегаполисе. Мои друзья сейчас тоже дома ищут, чтобы жить загородом.

Живи так, чтобы в любой момент тебя остановили, и ты такой: «А у меня все хорошо». Всю свою жизнь прожить только так, как хочешь именно сейчас (с).

В конце интервью я попросила Алису написать на бумаге первые слова, которые придут в голову:

Мария Шашлова

Актриса Студии театрального искусства Играла в картинах: «Захудалый род», «Река Потудань», «Мальчики», «Битва жизни».

Встреча на вечерней веранде под громкую музыку и приглушенные разговоры за бокалом вина. У Марии утонченные черты лица, улыбка искренняя и светлая. Она недавно вернулась из деревни, в которой проводила самоизоляцию. Ей непривычно.

— В последнее время (c начала изоляции) я чувствовала невероятную потребность побыть с семьей. На это вечно не хватало времени. Но даже в самых дерзких мечтах я не могла представить, что все будет именно так. Воистину, бойся своих желаний. Карантин перевыполнил задачу. Кажется, мы достойно прожили этот период, выбрав позицию бережного отношения друг к другу.

Я очень эмоциональный человек. Мне необходимо было выплескивать чувства и переживания. Обычно это происходило на работе, что естественно. Нужно было понять, как с этим быть в новой реальности?

Порой я выходила на крыльцо, театрально воздевала руки и кричала.

Однажды вечером на этом же крыльце поставила колонку и включала песни из любимых плейлистов. Подпевала, а точнее горланила вместе с исполнителями. Через некоторое время эмоциональное поле выровнялось. Это был мой способ выплеснуть эмоции.

Я соскучилась по работе. У меня маленький ребенок, и хотя я не сидела в декрете, но на какой-то период выпала из жизни театра да и вообще из жизни. А когда я уже была совершенно готова к работе, и дочь стала самостоятельнее, я особенно ждала новых проектов. Самоизоляция подсекла меня на взлете. От этого - ощущение тревоги, трепета.

Я как инструмент, на котором долго не играли. Может быть, понадобится время для настройки. Пытаюсь выкраивать время на то, чтобы читать и находить струны, которые отзываются внутри.

В какой-то момент у меня возникло ощущение, что я потеряла близкого человека. Как-будто театр живое существо.

Появилась тоска по кому-то очень любимому, но недосягаемому. По неповторимому напряжению, которое случается между тобой и партнером, тобой и зрителем, тобой и автором текста. В какой-то момент возникло ощущение, что кто-то близкий дорогой и необходимый умер. Физическое ощущение тоски. Я с тревогой жду нового сезона. Не думаю, что он будет простой, потому что сейчас говорят о новой волне вируса. Я так понимаю, мы окажемся последние, кого допустят к работе. И это печально.

Сейчас у меня невероятно позитивное состояние. Были тоскливые периоды. Звонила близким подругам и говорила: «Извините, мне нужно поныть». Учишься переживать разные эмоции, находишь им место в пространстве — это тоже полезный опыт.

Я вижу много плюсов в самоизоляции. Например, ценность общения. Человек по-новому воспринимает выход на улицу. Это уже не рутина. У меня возникло ощущение, что, если в мире произошла такая ситуация, значит она необходима людям. Это период, который нужен был не кому-то одному, а всему миру (с).

В тот летний вечер Мария Шашлова думала о:

Елена Махова

Актриса театра Практика, Театра.doc, Театра Наций, театрального проекта Дочери COCO, режиссер, педагог по развитию речи и актерскому мастерству. Играет в спектаклях «Бабушки», «Камень», «Считалка». Как режиссер поставила спектакль «Зеленые щеки апреля».

Вечер на веранде. Центр.

Три родинки на левой щеке, карие глаза и распущенные волосы, обаятельная и естественная. На пальцах четыре кольца — у каждого своя история.

— Я самоизоляцию не почувствовала. Мне не нужно после нее восстанавливаться. Я круглосуточно работала. После этой изоляции хочется изолироваться и отдохнуть, а у меня нет ни одного дня-тюленя!

День тюленя у меня был ровно один, а потом начались речевые вебинары. Понимаю: нужно кормить семью. Независимо от внешних обстоятельств: есть ли съемки, спектакли, концерты — не важно. На самом деле, я бы охотно впала в кому радости: читать, смотреть, слушать, рисовать, писать. Столько планов прекрасных! Мир в моей квартире — моя вселенная. И квартиру так выстроила, что там каждый уголок приносит счастье. Я бы с удовольствием побыла в изоляции несколько месяцев, но сразу же появились дела. Так получилось, что просыпаюсь — а уже все расписано нон-стоп.

Если бы не карантин, не возник бы digital-театр. Он не хуже и не лучше. Он новый. По эмоциональному воздействию — да, нужно точнее создать психологический рисунок персонажа, ювелирно подойти к этому. Ничто не заменит живой театр, но ведь надо жить. Мы можем как маленький инфантильный ребенок заплакать и орать: «мама, дай». Но лучше принять эти обстоятельства. У меня, например, такие открытия происходили благодаря карантину!

Например, что я люблю своих учеников. Помню, у меня был тяжелый день: просыпаюсь и не понимаю, где я. На фоне этой усталости и обреченности чувствую, что мне хорошо. Улыбаюсь, и думаю: «А почему я улыбаюсь?» Понимаю, что люблю их и хочу увидеть. Интересно узнать, как они развивались, какие у них успехи. Хочу их услышать, решить их проблемы. Я сосредоточена на людях, проживаю жизнь учеников за рамками наших уроков, я внутренне с ними на связи, продолжаю запоминать мысли, которые должна им сказать.

Я поняла, что с карантином ничего поделать не смогу. Мы видим только одну дорожку, а их миллиард. Это наш выбор — страдать, проклинать и орать или принять и поверить, что всё к лучшему. Страдающие мучались и до карантина (с).

«Прекраснейшей»


 

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
people@plus-one.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...