Полезная информация
13.10.2022
Текст: Ирина Осипова
Фотографии: iStock

Восемь правил общения с людьми, у которых есть гиперкинез

Эксперты фонда «Добросердие» рекомендуют, как общаться с теми, кто страдают от непроизвольных движений

14 октября отмечается Всемирный день стандартизации. Десятки тысяч специалистов по всему миру посвящают себя созданию правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу обществу. В сфере межличностного общения установить единые стандарты сложно в силу больших различий между людьми. Эксперты фонда «Добросердие» знакомят с правилами общения с теми, кто страдают гиперкинетическим синдромом.

Гиперкинезы — это непроизвольные и плохо контролируемые движения, возникающие внезапно в различных группах мышц. Они могут быть следствием инфекционных заболеваний, черепно-мозговых травм, интоксикации лекарственными препаратами, нередко встречаются у людей с церебральным параличом.

Подобные движения могут быть и на лице, и на теле, и даже в гортани и диафрагме. Начавшись в одной группе мышц, дрожание или подергивания нередко переходит на другие участки. Отрывистые короткие сокращения мышц, волнообразные движения по всему телу, аритмичные и размашистые подрагивания конечностей, «скрючивание» туловища — все это доставляет большой дискомфорт.

Важно знать: все типы гиперкинезов угасают после возвращения человека в спокойное состояние и во время сна. В состоянии тревоги, испуга, нервного напряжения подергивания могут усиливаться — снизить яркость их проявления волевым усилием достаточно сложно.

Нередко люди, встречающие человека с гиперкинезами, испытывают затруднения в общении с ним. Соблюдение несколько простых правил облегчит взаимопонимание, устранив смущение и неловкость.

Восемь правил общения с людьми с гиперкинетическим синдромом

  1. При встрече человека с гиперкинезами будьте деликатны, не привлекайте к нему излишнего внимания, не устраивайте из встречи сенсацию.
  2. Во время разговора сконцентрируйте внимание на том, что человек говорит, а не на том, что происходит в это время с его телом. В противном случае можно пропустить важную информацию и потерять интерес вашего собеседника.
  3. Будьте терпеливы, произносите слова спокойно и внятно. Продолжайте говорить ровно, не бойтесь спорить, даже когда заметите нарастающую двигательную активность у собеседника. Если тема для него волнительная, подобная реакция возможна. Не стоит успокаивать человека фразами «только не волнуйся», «тише, успокойся», «ладно, не будем спорить» — такие слова не погасят гиперкинезы, но могут привести к утрате доверия.
  4. При гиперкинезах речь может быть затруднена. Следует помнить, что это не показатель низкого интеллектуального развития. Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять вас. Будьте готовы к тому, что разговор займет больше времени: не пытайтесь ускорить беседу. Поддерживайте визуальный контакт, проявляйте заинтересованность и не перебивайте собеседника.
  5. Если человек с гиперкинезами не использует для общения речь, это не означает, что беседа невозможна. Выясните, пользуется ли собеседник альтернативными способами коммуникации. Возможно, человек пишет или печатает сообщения, использует карточки или коммуникатор с айтрекером (системой управления взглядом).
  6. Предлагайте помощь человеку с гиперкинезами лишь после того, как убедитесь, что он нуждается в ней. Уточните, какая именно помощь требуется. При этом не совершайте резких движений вблизи человека, не суетитесь.
  7. Если вы приглашаете человека домой, убедитесь, что гостю достанется комфортное, не стесняющее движений место, ведь он может быть на коляске. Уточните, какую сервировку предпочитает ваш гость, подойдут ли обычные столовые приборы и посуда. Если вы идете в театр, выбирайте места рядом с проходом.
  8. В транспорте: при входе в автобус или троллейбус, на эскалатор, проходе через турникет, прежде чем предложить человеку помощь, спросите, нужна ли она ему. Некоторым людям не нравится, когда посторонние очень навязчивы. Не настаивайте, если человек отказывает вам, но при возможности обратите внимание водителя или дежурного по станции на человека, которому может потребоваться помощь.

Безусловно, никакие правила не могут быть универсальными. Общение — это всегда двусторонний, творческий процесс. Каждый человек уникален и то, что «работает» в случае с одним, необязательно сработает с другим. В любой беседе что-то может пойти не так. Будьте гибким и готовым к импровизации, поиску собственных путей и способов коммуникации.

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
people@plus-one.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...