По мнению психологов, опрошенных +1Люди, представители разных поколений предпочитают общаться по-разному. Люди старшего возраста любят звонки, а их дети и внуки больше проводят времени в социальных сетях. По опросу компании LivePerson (занимается разработками в сфере искусственного интеллекта), около 70% зумеров и миллениалов предпочитают текстовые сообщения звонкам.
Журналист, который боится звонков
Ольга, журналист, 23 года
На третьем курсе журфака я начала работать корреспондентом в новостном агентстве. И очень удивилась (да, раньше я об этом не думала), что по работе мне придется много звонить.
В первый рабочий день я настраивалась на каждый звонок около 10 минут, а звонить приходилось по 20-30 раз в день. У меня тряслись руки при одной мысли, что я наберу номер, услышу протяжные гудки... И буду выпытывать информацию, которой со мной, скорее всего, не захотят делиться.
Мои страхи не были напрасными: в ответ я часто получала оскорбления, крики, мат. Такая реакция людей только усиливала мою тревожность при каждом звонке. Ситуацию усугублял главный редактор, который видел, как я страдаю, и говорил:
«Сколько можно сидеть? Просто возьми трубку и позвони!»
Я испытывала панику, когда звонила. Думала, надо мной будут смеяться или скажут что-то вроде: «Девушка, вы вообще адекватная?» С другой стороны, я также паниковала, если не звонила. Потому что была уверена: меня уволят.
Панические атаки и «разговоры» во сне
Тревога копилась, и я постоянно плакала по вечерам. Мне снилось, как я говорю по телефону. Звоню очередному эксперту, что-то хочу у него узнать, а он мне отвечает:
«Как вы смеете у меня такое спрашивать?»
Из-за работы у меня появились панические атаки, потом — аритмия. В начале карантина нас перевели на удаленку, после чего созваниваться приходилось не только с героями, но и с редакцией. На третий день я не выдержала. Удалила все чаты, скайп, чертов Zoom, WhatsApp и больше никому не звонила по работе.
Сейчас я устроилась в неновостную редакцию. И если мне нужно сделать звонок (обычно это происходит раз в год), без бокала вина не обойтись. По-другому с тревогой справляться я не умею.
Из-за работы в новостном агентстве теперь я не люблю разговаривать даже с друзьями. Близкие знают, что у них есть лимит: один звонок в неделю. Обычно они пишут мне в Telegram.
Я бы хотела решить эту проблему вместе с психотерапевтом. Но пока у меня есть возможность пойти только на онлайн-прием, где с психологом нужно созваниваться.
Не брала трубку, пока соседняя квартира горела
Маша, 24 года, работала оператором колл-центра
Я начала бояться звонков, скорее всего, из-за работы в МТС. Там я набирала потенциальных клиентов и предлагала услуги компании.
До этого звонки не были для меня проблемой, а точнее до того, как на работе меня начали оскорблять абоненты. Как-то я звонила мужчине, чтобы предложить выгодный интернет-пакет. А он ответил:
«Вы, идиоты, заколебали меня. Зачем сюда звоните? Чтоб вы сдохли!»
Таких случаев было много. И со временем мне стало тяжело набирать номер и звонить. Я готовилась по пять-семь минут перед каждым звонком: медитировала, пыталась настроиться, успокаивала себя. Моя тревога росла с каждой неделей, поэтому после трех месяцев работы я уволилась.
И стала замечать, что, помимо нежелания кому-то звонить, я еще и сама не хочу брать трубку. Однажды слушала музыку и не услышала, как в дверь стучали соседи. Тогда они решили мне позвонить, но из-за своего страха я не взяла трубку. Позже почувствовала запах гари: оказывается, они хотели предупредить меня о том, что у наших соседей загорелась квартира.
Чуть не вышла замуж из-за неудачного звонка
Позже я выявила одну из причин своей фобии. Когда люди пишут мне в социальных сетях, я легко могу высказать свое честное мнение. А когда звонят, я не могу быстро придумать, как отказать, и принимаю все предложения собеседников. Именно так начались мои отношения с парнем, который мне не нравился.
Я сходила с ним на пару свиданий, а потом мягко отказывала во встречах, когда мы переписывались в Instagram. Однажды Ваня позвонил мне. Я пересилила себя и взяла трубку, вдруг у него что-то случилось...
Ваня пригласил меня поехать в деревню к его родителям, а я не придумала, как отказать. Мы провели неделю вместе: так начались наши отношения. Даже позже я не могла расстаться с Ваней, потому что боялась услышать: «А зачем ты тогда согласилась поехать?» Я же просто не умею отказывать ни по телефону, ни при встрече.
Я и дальше продолжала с ним встречаться, и он влюблялся в меня все сильнее. Через три месяца Ваня сделал мне предложение, и я согласилась. Но через пару дней все же сказала, что еще не готова. Точнее, написала в Instagram. Он много раз звонил мне, но я не взяла трубку.
Инна могла бы учиться в Канаде, но не взяла трубку вовремя
Инна, студентка, 18 лет
Недавно я пыталась заселиться в общежитие: долго названивала в деканат. Сотрудники университета сказали, что наберут меня, когда узнают, есть ли свободные места.
Позже они звонили мне с незнакомых номеров, а я не брала трубку, потому что боялась отвечать. И потеряла место.
То же самое было, когда я подала документы на учебу в Канаде. Представители университета позвонили, чтобы подтвердить мои данные, но я ведь не отвечаю на незнакомые номера! Так я упустила возможность поехать учиться в другую страну.
На вопрос, почему я практически никогда не отвечаю на телефон, у меня ответа нет. Я просто ненавижу разговаривать с людьми. Весь мой журнал звонков состоит из отклоненных или пропущенных вызовов. Если я говорю по телефону, это продолжается не дольше 10 секунд.
Боязнь звонков типична для зумеров
Марина Гаглоева, психолог
Отношение к звонкам отличается у представителей разных поколений. Представителям поколений X и Y явно удобнее созваниваться, даже если ради этого придется освоить Skype, WhatsApp или голосовые сообщения. Звонки появились раньше текстовых сообщений, а привыкать к чему-то новому всегда сложно.
У молодых все иначе: они «родились» с телефоном в руках или начали осваивать его в подростковом возрасте. Оказалось, текстом общаться удобно.
Во-первых, когда люди пишут сообщение, у них есть время подумать. Звонок не дает такой роскоши. Именно поэтому люди из поколения Z такие социально тревожные. Они постоянно репетируют телефонные разговоры и боятся, что времени на импровизацию не останется.
Во-вторых, у зумеров клиповое мышление. И если они в момент разговора вспомнят мем или отрывок из видео, в звонке его не опишешь. В-третьих, текстовое сообщение меньше всего напоминает реальный разговор. А это значит, что правила реального разговора на переписку как будто не распространяются (если человек не знает о цифровом этикете). Люди спокойно могут прервать разговор-переписку, а вот во время звонка сделать это не так просто. Бросить трубку — менее вежливо, чем просто закрыть чат и взять паузу в разговоре.
Еще разговор по телефону даже со знакомым человеком — большая нагрузка на мозг. Более 90% информации от собеседника мы получаем невербально. Через позу, выражение лица, движение рук, взгляд и интонацию. И если интонация передается по телефону, то остальное приходится буквально додумывать. Есть теория, что именно по этой причине многие люди ходят, когда говорят по телефону: так мозг ищет собеседника.
И если жесты и реакции друзей мы себе представляем, то с незнакомцами это сделать сложно. Если нам звонят с неизвестного номера, мозгу придется придумывать буквально все. И мы начинаем тревожиться.
Нормально ли готовиться к звонкам
Алена Москаленко, психолог
Никому не хочется чувствовать себя неудачником, поэтому люди могут готовиться к звонку и пять, и 30 минут. Чем сложнее тема для разговора, тем труднее набрать номер телефона.
Мария Русских, психолог
Боязнь звонков может быть связана с прошлым негативным опытом. Например, со спецификой работы. Еще люди могут не любить телефонные звонки из-за того, что боятся услышать негатив в свой адрес. Так бывает, если в детстве человека ругали за плохое поведение или сравнивали с другими.
Как справиться с тревогой во время звонка: советы психологов
- Убедите себя: люди не обратят внимание, если вы скажете что-то «странное». Ошибаться — нормально.
- Говорите по телефону с обычным выражением лица: представьте, что напротив вас сидит приятель. Так будет легче включиться в беседу.
- Составьте сценарий звонка и напишите свою речь, чтобы не путаться во время диалога.
- Если что-то пойдет не по плану, будьте откровенны с собеседником и не бойтесь переспрашивать.