03.09.2020

«Мои ученики из детдомов спасают людям жизни»

Евгения Кац, профессиональный филолог из фонда «Большая Перемена», могла бы преподавать в лучших московских школах. Вместо этого она за небольшие деньги учит детей-сирот. Она рассказала +1Люди о том, как дети из детдомов, узнавшие, что такое страдание, активно включаются в помощь другим: работают медсестрами, спасают людей от смерти в ковидариях. Как преподаватели помогают им поверить в себя, преодолеть выученную беспомощность и социализироваться?

Коллаж: Анна Сазанова

С началом учебного года занятия в классах начались не только в общеобразовательных школах и университетах, но и в детских домах. Детям, оставшимся без попечения родителей, тяжелее других поступать в вузы и получать качественное высшее образование.

В мае 2020 года в Госдуму был внесён законопроект, который предлагает сделать льготу при поступлении в вузы для детей-сирот бессрочной. 

Образованием детей занимаются не только воспитатели детских домов, но и сотрудничающие с ними благотворительные организации. Фонд «Большая перемена» делает это вот уже 17 лет.

За эти годы преподаватели фонда помогли сотням детей поверить в себя, научиться ответственности, поступить в колледжи и университеты и не останавливаться на достигнутом.

Евгения Кац, преподаватель фонда «Большая Перемена»

Лучшая московская школа или детский дом?

Преподавателем в фонде я стала совершенно случайно. На тот момент я училась на филологическом факультете МГУ, мне было 20 лет. Соседка рассказала мне о фонде, который образовался недавно, сказала, что там сейчас требуются преподаватели, и я решила попробовать.

Это был февраль 2003 года, а фонд «Большая перемена» начал работать осенью 2002, то есть, я работаю практически с самого начала.

После защиты кандидатской диссертации меня звали работать в университет, в лучшие московские школы, но я не вижу смысла уходить. При этом вижу большой смысл работать в фонде.

Я вижу, как ребята меняются, это большая ценность.

У нас с коллегами есть общая задача, которую мы все понимаем и чувствуем: помочь ребятам стать более самостоятельными.

Смысл не в том, чтобы запихнуть в ребенка побольше английского, математики или русского. Мы понимаем, что отдельные предметы — это лишь средства. Смысл в том, чтобы поверить в себя, получить образование и жить после детского дома полноценной жизнью.

 Ребята задают глубокие вопросы

У нас есть цикл занятий, мы называем его «Самоучка». Ребята учатся задавать вопросы. У кого-то с этим все в порядке, а кому-то тяжело сформулировать четкий понятный вопрос, иногда к этому приходится долго идти.

Вопросы бывают разными: от космоса и до того, как устроены машины. У моей коллеги была девочка, которая сказала, что ей ничего, кроме шоколада, неинтересно. И делала доклад только о нем.

Но чем дальше, тем больше они уходят в более глубокие темы. На последней конференции они обсуждали одиночество. Тема отозвалась, у многих ребят были глубокие мысли.

Что такое дружба? Как наладить отношения со своей девушкой? Почему меня бросила мама?

Потом они изучают свою тему, учатся находить ответы, оформляют все в связный текст и, если хотят, делятся этим на студенческой конференции.

Постепенно они видят, что педагог принимает любой их интерес, с уважением к ним относится, это важно.

Такую доверительную атмосферу редко можно встретить в обычной школе.

Это постепенно помогает ребятам открыться, поверить в себя, в то, что их поддерживают, и идти вперёд.

Вопрос жизни

Я не мыслю категорией «трудный подросток». Я вижу человека и стараюсь наладить с ним контакт. У меня был опыт работы с одарёнными детьми, там свои сложности.

Главное — видеть, что они самостоятельные личности, они субъекты. Я не засовываю знания в их головы, я пытаюсь поддержать их, чтобы они развивались, чтобы они росли.

Сейчас принято говорить не «ребёнок аутист», а ребёнок с аутизмом«. Возможно, стоило бы говорить не «трудный подросток», а подросток с трудностями в той или иной сфере. Это бы упразднило представления о ребёнке как об ущербном. Фокус был бы на том, что мы можем сделать, чтобы ребёнку помочь.

Инфантилизм — спутник сирот

Я была куратором девочки из коррекционного интерната. Она не закончила девять классов школы. Мы помогали ей определиться: кем ей стать, что выбрать?

Она размышляла о том, что ей нравится, что она хорошо умеет.

Мы сидели и разбирали списки профессий. Она проходила тесты в интернете, ей выпала фармацевтика. Профессия попала в точку. Она поступила в медицинский колледж, окончила его, благополучно работает и подумывает о высшем образовании в этой сфере.

Но я понимаю, что в общеобразовательной школе или в детском доме никто не будет вот так сидеть и разбираться, находить, что подходит именно этому человеку.

Ребята из детских домов идут куда-то компанией и попадают на специальность, которая совершенно им не подходит.

В самом начале работы некоторые ученики были старше меня. На уроке одна девушка сказала: «Мы же дети, нам надо все объяснять! Я такая: стоп. Какие дети? Я младше вас на два года!»

Это иллюстрирует еще одну проблему: инфантилизм. Нужна поддержка, чтобы психологический и физиологический возраст этих детей начали приближаться друг к другу.

На детский крик никто не подойдёт

Самое главное, что нужно понять: детский дом — не семья. Есть хорошие детские дома, где искренне заботятся о детях и делают много разумных вещей. Но если у ребёнка нет человека, к которому он привязан, который именно о нем заботится, — это стресс.

Для детей из детских домов хъарактерна выученная беспомощность. Это связано с тем, что они растут без родителей. Ребенок, у которого есть родители, закричал - мама к нему подошла. Он понимает, что от него многое зависит. А здесь дети ни на что повлиять не могут.

В домах малютки очень тихо: дети привыкают, что кормить их будут по часам, и на крик никто не подойдет.

Семейному ребёнку, живущему отдельно, родители всегда могут помочь.

Ребёнок из детского дома после выпуска оказывается рядом с такими же ребятами. Часто даже в одном доме, в соседних квартирах. И, конечно, у них гораздо меньше возможности обратиться за советом и помощью.

Вот почему так важно учить ребят задавать вопросы. После жизни в детском доме им кажется, что все предопределено, что они мало на что могут повлиять.

Одна девушка мне говорит: «У меня уже неделю болит зуб». Я начинаю объяснять, что в этой ситуации идут в поликлинику. «Я не знаю, где поликлиника», — отвечает она. Для неё это непреодолимое препятствие.

У многих из них есть привычка: если существует проблема, но нет готового решения — это конец. Нужно учиться искать решения проблемы.

Они знают, что такое страдание, и реально выкладываются.

Одна из моих учениц работает в ковидной больнице. Ее собственное здоровье за это время пострадало, но она не уходит. Говорит, что это ее ответственность: если она может помочь, то должна помочь. Девушка помогла спасти человека, который мог лишиться ноги.

Возможность дать этим детям шанс, внести вклад в то, чтобы они смогли работать, обеспечивать свою семью, жить с нами, а иногда и спасать нас — вот что ценно.

«Большая Перемена» — это не просто название, это суть того, что происходит в жизни ребят, получающих помощь фонда. Там воспитанникам и выпускникам детских домов помогают наверстать упущенное по школьной программе и подготовиться к сдаче экзаменов за 9 или 11 класс; развивать навыки самостоятельной работы, учебы, жизни в целом; определиться с профессией, найти достойную работу; расширить круг интересов; научиться строить отношения с окружающими людьми.

У каждого из нас есть шанс изменить судьбу человека. Давайте поможем фонду «Большая перемена», чтобы как можно больше ребят из детских домов смогли получить профессиональную помощь педагогов и стать успешными людьми.

_
Автор
Ольга Зуева

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
info@ivsezaodnogo.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...