Еще пару лет назад подкастов, которые выпускают НКО, были единицы. Сегодня этот формат уже активно осваивается в некоммерческом секторе. Как подкасты помогают благотворительным и другим социально ориентированным НКО в их работе? Как создавать и успешно продвигать подкасты на «сложные темы»? Своими кейсами подкастеры поделились на Первом фестивале подкастов НКО, который прошел в центре «Благосфера» в Москве.
Зачем подкасты нужны НКО
Они помогают НКО решать самые разные задачи — от просветительских до фандрайзинговых. В первую очередь подкасты позволяют выйти на новую аудиторию, расширить круг сторонников, выполнять свои просветительские функции, будь то изменение отношения общества к людям с инвалидностью или борьба с вредными привычками. Самые активные слушатели подкастов — молодежь, до которой НКО, работающим со сложными темами, особенно важно дотянуться.
Но так же это и инструмент для выстраивания коммуникации со своими благополучателями, другими НКО, сообществами и экспертами. Советы, инструкции и беседы с профессионалами отлично «упаковываются» в подкасты. Они становятся хранилищем базы знаний, обратиться к которой можно в любой удобный момент. Успешные подкасты с устойчивой аудиторией могут стать привлекательны для спонсоров, если их продукты и услуги предназначены той же аудитории. Такая практика есть, например, у «Medcast: самое время говорить» — подкаста Фонда борьбы с лейкемией.
С чего начать
Начать записывать подкаст можно и не имея профессионального оборудования, используя диктофон на мобильном и любое тихое место для записи. Часто таким местом для начинающих подкастеров становится шкаф. Но все же качественный звук — это важная составляющая успешного подкаста. Если нет возможности снять или оборудовать студию, ищите любое изолированное от звуков место. Если вы записываете звук удаленно, например, в Zoom, обязательно попросите собеседника положить рядом диктофон и прислать вам запись.
Не стоит забывать и про качественное оформление — название, обложка, краткое описание, джингл (рекламный аудиоролик-заставка). Убедитесь, что нет другого подкаста с похожим названием, а по обложке понятен контекст программы. Можно заказать оригинальный джингл или выбрать готовый в бесплатных аудиостоках. Главное, чтобы в нем не было резких и пугающих звуков — позаботьтесь о тех, кто слушает подкасты за рулем.
Сколько стоит
Бюджет подкаста зависит от ваших возможностей. Делать его силами штатных сотрудников возможно, хотя это может занять больше времени. Часть работ можно отдать на аутсорс, например, монтаж. Решить техническую сторону вопроса многим помогают гранты. Например, социальный некоммерческий медиапроект «Подвиги» из Мордовии смог оборудовать студию, в которой теперь записывает новые подкасты. Таким образом, начать записывать подкасты можно даже при минимальном количестве средств.
При наличии бюджета можно привлечь профессиональную команду для подготовки сценария, приглашения гостей или создания подкаста под ключ. Например, фонд AdVita при создании подкаста «В конце концов» о смерти, поддержке и горевании привлекал продюсера студии «Две дорожки».
Что еще важно
Успех подкаста во многом зависит от роли ведущего. Например, Фонд борьбы с лейкемией пригласил ведущей в подкаст «Medcast: самое время говорить» журналистку Катю Сундукову. Ведущим может стать и просто сотрудник или руководитель организации — главное, умение раскрыть тему и героя. А вот приглашение именитых гостей далеко не всегда влияет на интерес к выпуску, отмечают коллеги. Важнее «попасть» в аудиторию с темой, чем с селебрити. А еще — с интонацией и подачей.
Один из отцов современного подкастинга Кристофер Лайдон отмечал, что подкаст — это очень откровенная коммуникация, ведь подкасты слушают и на пробежке, и в машине и даже в душе. Если герои и ведущие подкаста искренни и открыты слушателю — аудитория обязательно это почувствует.
Как продвигать
Как и любой медиапродукт, подкаст рекомендуется продвигать в различных каналах. Это и платформы для прослушивания, и соцсети, и СМИ, и интернет-продвижение, и офлайн-PR. Старайтесь максимально использовать все доступные площадки, включая видео, например YouTube и Dzen. При этом вкладываться в видеоверсию не обязательно, достаточно загрузить аудио с обложкой.
Видео формат также стоит использовать в анонсах подкаста в Reels в соцсетях.
Мощный и бесплатный способ продвижения — фичеринг, то есть попадание подкаста в различные подборки платформ. Для этого нужно самостоятельно связаться с платформами и предложить им свой подкаст. Это особенно хорошо будет работать, если вы предложите подборку к определенному празднику или другой дате. Не стоит игнорировать и традиционные СМИ. Можно сделать собственную подборку близких по теме подкастов и разослать в медиа.
Сотрудничество как дополнительный способ продвижения
Для продвижения подкастов отлично работают коллаборации, причем и за пределами аудиопространства. Например, создатели подкаста «Лес, в котором» — благотворительный фонд «Красивые дети в красивом мире» и студия «Шторм» установили в московской сети кофеен таблички со ссылкой на подкаст. В меню кофейни появился сезонный хвойный латте, а часть средств с продаж была направлена в фонд.
Фонд «Синдром любви» подружился с женским ФК «Локомотив». Дети с синдромом Дауна посещали тренировки футболисток и даже сыграли один матч. А в подкасте фонда вышли тематические выпуски о том, чем спорт помогает фонду и как устроен женский футбол.
Познакомиться с практикой подкастинга НКО можно в каталоге, составленном центром «Благосфера».