Сироты
16.12.2020

Фотографии: iStock

4 причины, почему нельзя дарить подарки детям в детском доме

Новый год в детском доме совсем не похож на привычный большинству праздник. Пандемия внесла свои коррективы: дети не ездят на два-три мероприятия каждый день. Но самого главного, за что мы ценим семейный праздник, у них так и не появится: ни семьи, ни близких людей, готовых поддержать, помочь и просто подарить душевное тепло. Зато каждый из них получит по 10-20 новогодних подарков от совершенно неизвестных людей.

Подарок = жалость

  • Первая причина, почему дарить подарки подопечным детских домов — вредно: самая большая потребность ребенка — потребность в контакте со значимым взрослым. Именно эта потребность и замещается подарками.

«Нас задаривали. После любого праздника — семикилограммовые пакеты конфет, которые мы принимали не как подарок, а как должное.

А со временем я начал воспринимать их иначе, как жалость. Плохое чувство», — рассказал Паша, один из подопечных фонда «Дети наши».

«Такие подарки дети не ценят, — подтверждает Варвара Пензова, директор фонда „Дети наши“, — потому что это не проявление дружбы или любви».

У домашнего ребенка есть поддержка, есть, к кому обратиться. Бывают сложные ситуации, когда в семье по факту поддержки нет.

Но тогда близким взрослым становится соседка, учитель в школе, кто-то из окружения. В закрытом мире учреждения, где на десяток детей приходится один взрослый, гораздо меньше шансов, что сложатся такие близкие отношения.

«Потребность в привязанности является биологически заданной. — поясняет психолог фонда Татьяна Панкова, — Ребенок рождается с готовностью устанавливать тесную эмоциональную связь с тем взрослым, который о нем заботится.

Привязанность — основа для полноценного дальнейшего развития. Важно, что это двусторонний процесс, взрослый должен быть готов откликаться на потребности ребенка, в том числе эмоционально.

Самой серьёзной травмой в жизни ребенка является потеря контакта со значимым взрослым».

Подарок мимо цели

Вторая причина, почему подарки в детские дома — плохо: подарок от постороннего человека, никак не учитывающий индивидуальные потребности ребенка.

По сути, это подарок вслепую. Когда мы выбираем подарки близким, мы задумываемся, чего бы хотел именно этот человек, что ему нужно. Мы можем подобрать подходящий подарок, потому что знаем человека.

Когда мы делаем подарок незнакомому ребенку, о котором ровным счетом ничего не знаем, какова вероятность, что угадаем?

Мы просто предполагаем, что ребенку нужен планшет. Ведь никто не откажется от планшета.

«Даритель доволен, — говорит Татьяна Панкова, — он сделал доброе дело. Но сам ребенок остался незамеченным. Таким образом, даритель получает гораздо больший положительный эмоциональный эффект».

Подарок, который не ценишь

Третья причина — подарки, появляющиеся из неоткуда, заставляют забыть о собственных желаниях и потребностях.

Вопреки мнению большинства, в детском доме есть все необходимое, с финансовой точки зрения придраться не к чему.

И ребенок учится «выжимать» из ситуации по максимуму, а не задумываться, что ему действительно нужно и принесет пользу.

Часто люди думают, что чем дороже подарок, тем лучше, но это не так.

Представьте себе ситуацию в обычной семье: родители не покупают ребенку все, что он только пожелает. Независимо от благосостояния семьи, основная ценность подарка — забота и внимание близких.

Для воспитанника детского дома даритель — абсолютно чужой человек, с которым его ничего не связывает.

Ценности подарка он не ощущает, а обычно не понимает и стоимости.

Ему досталось два телефона. Один он обменяет на шампунь соседа, на пачку сигарет в киоске, на что-то, что представляет сиюминутную ценность.

Подобные случаи не редкость.

«Мы заметили, — говорит Варвара Пензова, — что дети часто просят одно и то же. Они не руководствуются собственными желаниями, даже не понимают, чего хотят».

Подарок=плохое воспитание

Четвертая и самая глобальная причина, почему подарки — вредны: они формируют у ребенка потребительскую, иждивенческую позицию, укрепляют иллюзию, что все всегда будет доставаться просто так.

«Задумайтесь, — говорит Татьяна Панкова, — что бы сделали вы, если бы какой-то незнакомый человек подарил вам подарок. Как минимум, насторожились бы. Это абсолютно нормальная реакция.

Родители еще в детстве формировали наши границы, чувство безопасности и объясняли, что от незнакомых людей ничего принимать нельзя.

У ребенка в детском доме эта реакция притупляется, ведь ему часто дарят подарки просто так, просто потому что он сирота. И от этого у него вырабатывается позиция «мне должны».

Когда ребенок выходит из детского дома, он остается один.

Все те, кто задаривал его подарками, обеспечивал всем необходимым и полностью контролировал его жизнь, исчезают.

Ребенок остается со своими проблемами, страхами, абсолютно не подготовленный к трудностям.

«В детском доме, — рассказывает Варвара Пензова, — все делают по расписанию, не принимают самостоятельных решений и не учатся нести ответственность за свои поступки. А после выпуска от них требуют ровно того же, чего и от любого другого их сверстника. Но взяться необходимым навыкам, умениям и знаниям просто неоткуда».

Отсюда такая неутешительная статистика.

Успешными становятся только около 10% выпускников интернатных учреждений, остальные приобретают зависимости, совершают преступления или кончают жизнь самоубийством.

Работа фонда «Дети наши» направлена на то, чтобы изменить эту статистику, дать детям шанс на нормальную жизнь.

«В детском доме тебя контролируют, — подтверждает Паша, — тебе показывают, куда идти и что делать. Ты ничего сам не делаешь. Отсутствие самостоятельности, опыта принятия даже самых элементарных решений».

Попадание в детский дом, разрыв с семьей — это всегда травма для ребенка.

А если он задерживается в учреждении на годы, то появляются и новые проблемы: отсутствие близкого взрослого, недостаток индивидуального внимания, неумение понимать собственные желания и принимать самостоятельные решения. Все это накапливается, как снежный ком, и приводит к массе трудностей в будущем.

Дарите навыки вместо игрушек

Фонд «Дети наши» старается решить хотя бы часть этих проблем, помочь ребятам подготовиться и адаптироваться к взрослой жизни за стенами учреждения.

Мы проводим новогоднюю благотворительную акцию «Дарите навыки вместо игрушек», чтобы привлечь внимание общества к реальным проблемам детей в детских домах и показать пути решения.

Все средства, собранные во время акции, будут направлены на программу «В большой мир» — комплекс из пяти сфокусированных направлений, цель которых — социальная адаптация и разносторонняя подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.

По достижении 18 лет выпускники детских домов оказываются в реальном мире совершенно одни, без поддержки, без понимания, куда двигаться дальше.

И все, кто задаривал их подарками, составлял распорядок дня, кормил, одевал, придумывал досуг, остались далеко.

«Мы пытаемся создать для подопечных те же условия, которые есть у ребенка в семье, чтобы у них были такие же возможности, чтобы они могли учиться, мечтать» — Лиля Стрельцова, координатор программы «В большой мир».

В программу входят пять направлений, и дети могут принять участие как во всех, так и в одном или нескольких на выбор:

  •  Направление «Вектор развития» — обучение полезным навыкам через кружковую работу.

Более 100 детей регулярно посещают 14 профориентационных и развивающих кружков в двух наших подопечных детских домах. Кружки расширяют кругозор, учат самостоятельности, дают детям так необходимое им индивидуальное внимание и понимание собственных желаний и потребностей. Два раза в год мы опрашиваем ребят, в каких кружках они хотят заниматься в ближайшие шесть месяцев, и формируем список кружков исходя из их предпочтений.

  •  Направление «Социализация» — развитие социализации через каникулярные программы и работу с психологами;

51 подросток из Смоленской и Ярославской областей приняли участие в зимней и осенней развивающих каникулярных программах. Мы учили ребят общаться с новыми людьми, показывали, как выглядят документы, которые они впервые увидели бы только после выпуска, учили, как проводить досуг, как покупать продукты, взаимодействовать с чиновниками и многое другое.

  •  Направление «Компас» — подготовка к поступлению в учебные заведения;

Более 60 учеников средней школы и студентов, регулярно занимаются с репетиторами и готовятся к экзаменам;

27 выпускников детских домов — участников в 2019/2020 учебном году стали студентами ВУЗов или ссузов;

15 студентов-выпускников учреждений получают стипендию от фонда, 14 из них — повышенную;

  •  Направление «Будем вместе» — поиск волонтеров-наставников для воспитанников детских домов;

51 воспитанник наших подопечных детских домов общаются с индивидуальными волонтерами-наставниками, 8 наставников прошли подготовку и обучение и еще 15 подали заявку на обучение.

  •  Направление «Постинтернат» — юридическая помощь;

Многим выпускникам детских домов положена квартира, но, чтобы получить ее, часто нужно идти в суд. У многих, у кого квартира уже есть, за время их пребывания в учреждении скапливается долг, и как отстоять свои права, они не знают.

Юрист фонда помогает ребятам разобраться с подобными вопросами. На данный момент в работе юриста 23 активных случаев по сопровождению выпускников детских домов, из них 9 прошли через суд.

Кроме того, мы разработали и постоянно обновляем справочник и мобильное приложение для выпускников детских домов всей России.

Собранные средства пойдут на функционирование программ фонда, оплату работы специалистов: психологов, коучей, репетиторов.

200 рублей — стоимость одного занятия в кружке для группы до 10 человек.

От 500 рублей — Стоимость одного занятия с репетитором для одного ребёнка

5000 — 10000 рублей — Стипендия фонда для студента колледжа (1 мес) 7500 — 18000 рублей — Стипендия фонда для студента ВУЗа (1 мес)

50 000 рублей — Полгода работы одного из кружков.

Давайте поможем воспитанникам детских домов получить необходимые знания, умения, навыки и шанс на достойное будущее!

UPD: Собранные средства пошли на оплату работы руководителя футбольной секции в одном из наших подшефных детских домов (подробный отчет - в PDF-файле на странице фонда на +1Люди).

Занятия футболом развивают силу, выносливость, целеустремленность, умение преодолевать трудности, учат сплоченно действовать в команде. Такие качества очень важны, ведь в дальнейшем это поможет быстрой адаптации и социализации в жизни. 

В самые суровые времена, когда наши подопечные детские дома были полностью закрыты из-за пандемии, футбольный кружок не прекращал работать, перейдя в онлайн формат: тренер давал ребятам задания, а они по окончании тренировки присылали ему видеоотчет. 

Сейчас ребята заняли второе место в пятой лиге весеннего чемпионата Смоленской любительской футбольной лиги среди взрослых, и вышли в четвёртую лигу.

Футбольная секция - один из 17 кружков, работающих в наших подшефных детских домах в рамках направления «Вектор развития» - обучение полезным навыкам через кружковую работу. Кружки расширяют кругозор, учат самостоятельности, дают детям так необходимое им индивидуальное внимание и понимание собственных желаний и потребностей.

Два раза в год мы опрашиваем ребят, в каких кружках они хотят заниматься в ближайшие шесть месяцев, и формируем список кружков исходя из их предпочтений. Кружок по футболу - один из самых востребованных среди мальчиков. В нем занимаются как воспитанники детских домов, так и выпускники. 

Спасибо всем, кто поддержал фонд «Дети наши» и помог детям получить правильные и полезные подарки на Новый год!

На что собираем Сбор Сбор до 20 февраля 2021
Подарим воспитанникам детских домов навыки вместо игрушек
Уже собрано
11 510 Руб.
Нужно собрать
50 000 Руб.
Сбор закончен

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
people@plus-one.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...