«Слепая раздача»
Благотворительность начала активно развиваться после принятия христианства в 988 году. Одна из главных заповедей «Возлюби ближнего, как самого себя» вдохновляла на помощь бедным.
Князь Владимир тоже проникся идеей милосердия: он раздавал еду и воду нуждающимся.
На Руси процветала частная благотворительность. Люди помогали строить дома, оказывали бесплатную медицинскую помощь. Деньги раздавались реже.
Если говорить о финансовой поддержке, самой популярной формой помощи была милостыня. Сейчас это называют «слепой» раздачей, потому что в то время люди, как правило, не интересовались историями нищих. А значит, не могли узнать, действительно ли те нуждаются.
Монастыри для счастливчиков
Иван Грозный издал указы о помощи нуждающимся, способствовавшие активному развитию благотворительности на государственном уровне. В 1551 году он созвал Стоглавый собор, куда входили представители духовенства и Боярской думы, — они занимались переписью нуждающегося населения и создавали богадельни.
Но побороть нищенство так и не удалось — причиной стали непрекращающиеся войны и опричнина. Нуждающихся стало так много, что только счастливчики по большой удаче попадали в монастыри и частные богадельни.
Первые сиротские дома и «царские нищие»
При Борисе Годунове в 1601 году из-за неурожая начался голод — нуждающихся стало в разы больше. Царь запретил «средним и молодшим людям» пивоварение, на которое тратилось много зерна. Для голодающих открыли царские амбары с запасами. Борис Годунов раздавал деньги нуждающимся.
С первых лет правления семьи Романовых благотворительная ситуация в стране изменилась. Первый царь династии Михаил Федорович открыл сиротские дома. Его сын Алексей Михайлович Тишайший продолжил дело отца. В частности, он на свои деньги содержал «царских нищих», которые жили в верхних хоромах Кремлевского дворца. При Алексее Михайловиче был создан Приказ строения богаделен.
Царь лично посещал тюрьмы
В 1653 году по повелению Алексея Михайловича вышла «Кормчая книга»: в ней, кроме вероучений, речь шла о важности общественного призрения (заботы о нуждающихся). Сам Алексей Михайлович каждый год накануне Рождества и Пасхи приходил в тюрьмы и богадельни и раздавал милостыню.
Сын Алексея Михайловича Федор III в 1682 году открыл дома для беспризорных детей, где их обучали грамоте и ремеслу.
Окно в Европу
Петр I пытался перестроить благотворительную систему на европейский лад. По его указу всех неспособных к труду помещали в богадельни, старикам и калекам раздавали деньги, открывали госпитали для незаконнорожденных. Когда в 1706 году митрополит Иов учредил приют для детей-сирот и беспризорников, Петру понравилась идея, и он выделил деньги на его содержание. Приюты стали открываться по всей России.
В 1712 году Петр выпустил указ «Об учреждении во всех губерниях гошпиталей» для «увечных, таких, которые ничем работать не смогут, ни стеречь, также и зело престарелых, также прием незазрительной и прокормление младенцам, которые не от законных жен рождены». Содержали гошпитали благодаря частным пожертвованиям. Петр I и сам подавал пример: он жертвовал на благотворительность треть своего жалования.
Царь был беспощаден к лженищим: еще в 1691 году он указал, что все притворщики будут наказаны — вплоть до ссылки в Сибирь на каторжные работы.
Чаще всего люди, которые подавали на улице, платили огромный штраф. А тех, кто занимался лженищенством, били кнутом. В 1700 году при строительстве богаделен Петр I уточнял в законах: «молодым и здоровым денег не давать». Царь приказал провести ревизию, чтобы выгнать из приютов всех, кто мог работать.
В 1763 году Екатерина II учредила в Москве Воспитательный дом для сирот и подкидышей. Императрица единовременно выделила на его нужды 100 тысяч рублей, а в последующие годы — по 50 тыс. Идея оказалась популярной — подобные дома стали открывать и в других городах страны. Основным источником финансирования служили частные пожертвования.
В 1775 году императрица учредила Приказы общественного попечения — по функциям эти губернские организации напоминали социальные органы опеки. В их ведении находились школы, богадельни, приюты и смирительные дома. Некоторые идеи явно опережали свое время: например, Екатерина II поручила открыть дома для неизлечимо больных. А в СССР таких людей отправляли доживать свои дни дома.
Еще одно важное правило при Екатерине II — давать деньги официальным организациям и учреждениям, а не нищим, чтобы средства точно отправлялись по назначению.
Вплоть до Революции 1917 года благотворительность развивалась по системе, выстроенной императорами, правившими страной в XVIII веке. В России выделяли деньги на образовательные проекты, создавали учреждения для узких групп нуждающихся (например, для слепых).
Советский человек не может нуждаться: благотворительность в СССР
С благотворительностью советская власть расправилась быстро: все деньги организаций, которые появились в царской России, попали в государственный бюджет.
Советы взяли на себя ответственность за решение всех социальных проблем, поэтому, по их мнению, необходимость в фондах отпала.
В 1917 году более 200 богаделен в Москве были закрыты, а их жителей выгнали на улицу. Но все-таки благотворительность в СССР была: например, в стране работало Общество Красного Креста и Красного Полумесяца. Вместо частных пожертвований эта организация в обязательном порядке собирала членские взносы практически со всего взрослого населения. Люди жертвовали не по собственному желанию, а власти редко сообщали, на какие нужды забирают деньги.
А почему бы не помочь нуждающимся? Ответ властей был прост: таких в СССР нет. Считалось, что советские детские дома и дома престарелых — это весь контингент, нуждающийся в помощи. Людей без жилья и без работы в СССР быть не может, ведь советский человек получает столько, сколько нужно, а государство обеспечивает его жильем, едой и отдыхом.
«При социализме благотворительность не нужна, поскольку в нашем обществе уничтожены нужда и нищета», — говорится в Большой советской энциклопедии.
Благотворительность там определяется как помощь, «лицемерно оказываемая представителями господствующих классов некоторой части неимущего населения с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы».
Проще говоря, государство советовало нищим вступить в гонку и работать, а инвалиды как-нибудь разберутся сами.
Когда пришли годы перестройки, благотворительную деятельность переосмыслили: в России снова взялись организовывать фонды. В то время появились Советский фонд культуры и Фонд милосердия и здоровья.
После распада СССР первыми активными благотворителями в начале 1990 годов стали зарубежные грантодатели и благотворительные фонды: например, британский Charities Aid Foundation.
Следующим этапом стало появление российских благотворительных фондов, которые поддерживают нуждающихся из самых разных сфер. Например, НКО помогают семьям, которые остались без кормильцев, бездомным, инвалидам и неизлечимо больным людям.
Благотворительность в России: проблемы современности
Современные российские фонды развиваются, в том числе благодаря внедрению различных технологий, но огромное количество людей до сих пор не доверяет НКО. Эксперты называют это чуть ли не главной проблемой.
Если люди в России помогают фондам, чаще всего это разовая акция, а между единичными пожертвованиями и регулярной помощью есть большая разница. В итоге фонды постоянно страдают из-за крупных денежных долгов.
Благотворительность популярнее в крупных городах России. Часто регионы не получают должной поддержки от государства и компаний — фондам приходится выживать и самостоятельно искать помощь, чтобы продолжать свою деятельность.
Еще одна проблема благотворительности — так называемые «непопулярные» сферы помощи. В России не привыкли жертвовать деньги на научные и творческие проекты.
По мнению экспертов, корень нынешних проблем — в отсутствии масштабной культуры благотворительности в стране.
Благотворительность в России: плюсы и минусы
Люди уже научились делать разовые пожертвования — возможно, в скором времени в обществе закрепится привычка поддерживать НКО на регулярной основе.
Растет осознание того, что фондам нужна не только денежная, но и моральная, материальная, профессиональная поддержка.
Из-за плохой осведомленности о сфере благотворительности люди чаще всего выбирают сомнительные виды пожертвований: милостыню или переводы средств на личные счета. Этим активно пользуются мошенники.