Помимо материальных условий труда (удобный офис или коворкинг, хорошее освещение и достаточное время на обед), на самочувствие работника влияет и отношение руководства.
В The British Medical Journal пишут: у сотрудников компаний, где руководители не заботятся о ментальном здоровье, повышается риск развития депрессии. Он на 300% больше, чем у людей, работающих в нормальных условиях.
Как понять, что ваша работа «токсичная», еще до подписания договора с компанией?
1. В сети полно отзывов о том, что работодатель задерживает зарплату, не отпускает сотрудников в отпуск. А рейтинг компании на «работных» сайтах — ниже четырех из пяти
Александр Дзичканец, юрист
Александр Дзичканец, практикующий юрист, советует: «Подготовку к устройству на работу лучше начать с изучения отзывов о компаниях. Если работодатель „обидел“ много сотрудников, вы точно увидите гневные сообщения в соцсетях или на профильных сайтах».
Отзывы сложно найти в двух случаях: если компания на рынке недавно, либо если условия там нейтральные (люди склонны писать отзывы о чем-то, что их удивило, — неважно, в положительном или негативном ключе).
2. Работодатель не просит у вас трудовую книжку, а его рассуждения о будущем договоре и условиях работы туманны
Александр подчеркивает: «По закону в течение трех дней с момента допуска к работе вас обязаны устроить по трудовому договору». Для заключения трудового договора обязательна трудовая книжка, если работодатель ее не просит — это повод насторожиться.
Компания даже на испытательном сроке должна платить вам обычную зарплату.
«Формат „постажируешься, поработаешь три месяца за половину зарплаты, а потом мы подумаем о трудовом договоре“ — это дискриминация», — объясняет юрист.
Не верьте устным обещаниям компании, требуйте зафиксировать все условия письменно. Полный оклад, график работы и, например, компенсация за покупку форменной одежды должны быть прописаны в договоре.
«Серую» зарплату, кстати, могут не выплатить, когда вы будете увольняться. А еще это инструмент давления на неугодного сотрудника. Чтобы вынудить вас уйти, работодатель может начать платить только ту часть оклада, которая указана в трудовом договоре.
3. Вам дают на подписание не трудовой договор, а договор заказа или подряда (ГПХ)
Если вы выполняете услугу единоразово — например, ремонтируете компьютер заказчика или пишете одну заметку за гонорар, такой договор допустим. А вот когда вы каждый день приходите в офис к восьми утра, уходите в 17 часов, это работа. И она регулируется только трудовым договором.
Почему компании скрывают трудовые отношения под договорами гражданско-правового характера? Таким сотрудникам не положен отпуск (его часто неофициально «копят», работая в выходные дни) и больничный.
Что делать, если вы работаете по договору ГПХ, а должны — по трудовому
Лилия Милехина, юрист
Массово «превращает» гражданские договоры в трудовые государственная инспекция по труду — после проверки организации. Но вы можете и сами подать иск в суд. Юрист, специалист в области трудового права, Лилия Милехина говорит, что в последнее время договоры ГПХ часто признают трудовыми.
Лилия называет несколько типичных пунктов, которые «делают» гражданский договор трудовым. А вас — работником, у которого должен быть отпуск и больничный:
- В договоре не определен конкретный объем работы и не указан результат, который должен быть достигнут.
- В договоре указываются трудовые функции и прописан оклад.
- Работник подчиняется трудовому распорядку. А работодатель обеспечивает ему условия труда и возлагает на него материальную ответственность.
- Правоотношения носят не разовый, а длительный характер (это ключевой момент).
Иногда после жалоб сотрудников работодатели сами переделывают договоры ГПХ. Чтобы избежать административной ответственности (по КоАП РФ Статья 5.27, часть 4) и чтобы не начислили штрафов и пеней.
Кстати, если ваш договор признают трудовым по суду — работодатель компенсирует как минимум стоимость «неотгулянных» отпусков.
4. Вас просят перейти на самозанятость. Спойлер: так работодатель заплатит меньше налогов, а вы получите очень маленькую пенсию
По духу закона самозанятый — кто-то вроде предпринимателя, объясняет Александр Дзичканец. И маскировать отношения начальника и подчиненного под отношения между предпринимателем и партнером — незаконно.
Лилия Милехина уточняет: «Работодатель не может нанимать самозанятых, это совершенно другие отношения.
Конечно, после введения нового налогового режима компании начинают им злоупотреблять. Чтобы не уплачивать налоги и страховые взносы.
Кажется, что это очень выгодно для организации. Пока не пришла ГИТ и не начислила штрафы и пени».
Самозанятый сам платит налоги и не может рассчитывать ни на какие социальные гарантии. Плюс: и пенсию он должен формировать сам (с помощью взносов в частные или государственные пенсионные фонды). Важный момент: если до самозанятости вы накопили необходимый для пенсии стаж, то можете быть спокойны. Пенсия начисляется согласно этому стажу.
Как объяснить работодателю, что вы — не предприниматель, а обычный сотрудник? Процедура признания гражданского договора трудовым такая же, как и в случае с физическими лицами.
5. Работодатель то и дело дает понять: он здесь главный
Нина Калугина, психолог
Психолог Нина Калугина объясняет: «Лучший тип управления подчиненными — горизонтальный: когда перед работником „не начальник с кнутом“, а „лидер, который с ним в одной упряжке“. Авторитарный стиль в любом случае подразумевает принятие решения одним человеком. Сотрудник может быть не согласен с решением, но голоса у него нет».
В таких случаях работник будет чувствовать постоянное давление, что в итоге приведет к профессиональному выгоранию. В некоторых случаях к астении, нарушению сна и депрессии.
Психолог утверждает, что авторитарный стиль хорош только на коротком промежутке для достижения какой-то краткосрочной цели.
Понять, что перед вами жесткий, авторитарный работодатель, на раннем этапе сложно (по словам Нины, некоторые люди предпочитают маскировать свой стиль управления на собеседовании).
«Красными» флажками могут стать навязывание своего мнения, обесценивание, исключительно негативные отзывы о вашей деятельности.
А также отсутствие поощрения, перебивание во время разговора, колкие насмешки, бытовое хамство, систематические публичные упреки, игнорирование, переход на личности, употребление уничижительных словесных конструкций, нежелание учитывать просьбы, индивидуальные личностные качества сотрудника и общее высокомерие начальника.
Что делать, если работодатель постоянно давит на вас
Психолог рекомендует: если не нравится, как общается начальство, — необходимо ему об этом сказать. Руководитель — обычный человек, а трудовые отношения — не рабство. Директор и управляющий не всегда знают, о чем думают подчиненные и какие у них потребности.
Если начальство не изменяет стиль общения — возможно, есть смысл поменять работу и сберечь свою психику.
По мнению Нины Калугиной, терпеть или не терпеть плохое обращение с собой и нарушение прав — вопрос личных границ каждого человека. Но важно помнить о том, что все просьбы руководства сверх трудового кодекса — незаконны.
Почему люди соглашаются на «токсичную» работу
Юрист Александр Дзичканец говорит, что в его практике на «серую» зарплату соглашаются либо молодые люди, либо те, кто близок к пенсионному возрасту. И те, и другие сомневаются в том, что смогут найти работу лучше.
Также часто на плохие условия идут люди, которые мало знают о своих правах и не любят читать договоры.
Но Александр уверен: «идеальный» с точки зрения закона работодатель существует. Потому что с каждым годом становится все менее выгодно обналичивать серую зарплату и все сложнее уйти от санкций ГИТ.
Психолог Нина Калугина утверждает:
«Адекватный руководитель выстраивает работу так, чтобы его сотрудникам было комфортно». Так они лучше справятся со своими обязанностями.
На протяжении 10 лет в Google исследовали, как лучше выстроить успешную работу команды. Оказалось, что хорошее отношение — основа всего.
Команды, где между начальниками и сотрудниками было доверие, уважение и взаимопонимание, оказались успешнее тех, где собрались профессионалы, пренебрегающие друг другом.