1. Говорите правильно
Когда мы говорим о людях с инвалидностью, нужно помнить, что перед нами человек со своей индивидуальностью, потребностями, интересами, а уже потом — специфическими особенностями. Наши слова определяют наше отношение к людям.
Некорректно и оскорбительно называть людей с особыми потребностями, отталкиваясь от их диагноза (дауны, аутисты, колясочники и так далее). Правильно: человек с аутизмом, человек с синдромом Дауна, человек с двигательными нарушениями.
2. Забудьте про мифы
Считается, что люди с синдромом Дауна всегда веселы, однако на самом деле они очень разные. Им свойственны те же эмоции, что и остальным. Они не только радуются, но и грустят, обижаются, расстраиваются.
Один из популярных мифов: люди с аутизмом погружены в свой мир, не испытывают ни к кому сочувствия, не могут дружить.
На самом деле люди с аутизмом, как и все остальные, испытывают потребность в общении.
Им всегда есть что сказать, просто порой сложно это сделать. Поэтому нужно искать альтернативный способ коммуникации.
Многие уверены, что все люди с инвалидностью по слуху могут читать по губам. Некоторые люди с нарушением слуха очень хорошо умеют читать по губам, но многие не умеют. Дело в том, что многим звукам речи соответствуют одинаковые движения рта.
3. Общайтесь с человеком, имеющим нарушения, так же как с другими людьми
Смотрите при разговоре на человека, к которому обращаетесь.
Если вы взаимодействуете с человеком, имеющим нарушенное зрение, представьтесь первым.
Если перед вами человек с нарушенным слухом, привлеките внимание жестами, не закрывайте рот руками или едой, когда говорите.
Если вы общаетесь с человеком в инвалидном кресле или другом специальном приспособлении, постарайтесь, чтобы ваше лицо находилось на уровне его глаз.
4. Уважайте личное пространство человека с инвалидностью
Не трогайте и не перемещайте без разрешения инвалидную коляску или трость. Они являются частью личного пространства человека.
Прислоняться к чьему-либо инвалидному креслу — все равно что к плечу человека, в нем сидящего.
5. Не оказывайте помощь, не спросив сначала, нужна ли она
Вы можете спросить, хочет ли человек помощи, но не переспрашивайте многократно. В случае опасности, помогите так же, как вы бы помогли человеку без инвалидности.
Если вам интересна тема понимания инвалидности, вы можете узнать больше с помощью тренинга «Правила общения с людьми с особенностями развития и инвалидностью», созданного Фондом «Обнаженные сердца».
Цель тренинга — обучить сотрудников, работающих в сферах услуг, культуры, обслуживания и досуга, журналистов, руководителей и сотрудников PR-департаментов и любых других заинтересованных людей пониманию инвалидности, толерантности, важности инклюзии, правилам взаимодействия с людьми с особенностями развития и инвалидностью и этически корректного языка, современному пониманию концепции инвалидности. Пакет учебных материалов включает учебный видеофильм, подробное руководство и презентацию.