Инклюзия
Синдром Дауна
07.09.2021
Текст: Ярослава Васильева
Фотографии: Кадр из фильма «Тайная жизнь Тома Лайтфута» (Великобритания, 2020)

Внутри Тома живут птицы: как режиссер Рэй Джейкобс снял социальное фэнтези

Международный фестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров» проходит с 3 июля по 11 сентября в Московском музее современного искусства. +1Люди узнали у постоянного участника фестиваля, режиссера Рэя Джейкобса, как он начал снимать фильмы с актерами с особенностями здоровья и почему социальное кино нужно каждому из нас.

Рэй Джейкобс работает с людьми с особенностями здоровья уже 30 лет. Он не только снимает кино с актерами с инвалидностью, но и сотрудничает с инклюзивной танцевальной компанией Shropshire Inclusive Dance. Туда может прийти кто угодно, чтобы потанцевать в комфортной и творческой обстановке. Рэй работает и с организацией Arty Party, где людей с особенностями обучают актерскому мастерству. Именно там он ищет героев для своих фильмов.

От особенного сердца до аудитории: что объединяет фильмы Рэя

Рэй снял много короткометражных картин на социальные темы: в их числе «Улыбайся и беги», «Группа садовников», «Я видел девушку», «Море напоминает мне». Все фильмы получали награды на кинофестивалях в США, странах Европы и в России.

Стиль Рэя — отсутствие строгого сценария и множества реплик. За основу картины режиссер берет человеческие движения. «Я влюблен в танцы. И верю, что экспрессия и страсть, исходящие от движений, способны изменить этот мир. Даже самая простая хореография может передать аудитории все чувства, которые актеры переживают внутри. Это самая настоящая магия», — делится Рэй.

Рэй посвятил кино почти всю жизнь и вывел для себя одно правило: смотреть на жизнь с позитивом. «Съемки могут идти очень и очень медленно: бывает так, что мы снимаем одну сцену весь день и у нас ничего не получается. Но я все равно стараюсь быть оптимистичным и на следующий день прихожу на площадку и с новыми силами приступаю к работе. И, кстати, всегда следую этому правилу», — объясняет Рэй.

Людям с инвалидностью на площадке работать тяжелее, чем обычным актерам: кому-то не удается запомнить текст сценария или в точности повторить сцены, которые придумал режиссер. Но и здесь у Рэя есть выход: «В таких случаях актеры, сценаристы, режиссер — вся съемочная группа проводит время вместе, командой. Мы вместе находим правильные слова для реплик, вносим коррективы и меняем сценарий».

Главная трудность — это бороться с предубеждениями общества по отношению к людям с особенностями здоровья. «Мы пытаемся сломать стену, которую общество построило вокруг людей с инвалидностью: замалчивание их проблем, стигма вокруг их сексуальной жизни, взаимоотношений, обещания политиков».

Рэй пытается снимать кино так, чтобы аудитории передались ощущения актеров, которые разрушают эти барьеры. Они борются благодаря вере в себя и поддержке таких инициатив, как «Кино без барьеров».

Почему фильмы с актерами с особенностями должен посмотреть каждый?

«Мир и общество заставляют нас верить, что мы все должны быть одинаковыми. А отличающиеся люди (по гендеру, внешности, структуре психики) подвергаются дискриминации. Их как будто помещают в отдельные коробки — проще говоря, изолируют. Например, мир людей с инвалидностью отождествляют с миром грусти, боли, несчастья, болезней — с которым не хочется иметь ничего общего», — говорит Рэй. А фестиваль «Кино без барьеров» как раз показывает: этот мир людей с особенностями может быть красочным, счастливым, сильным, мудрым и интересным.

Рэй считает, что особенные люди имеют право быть частью общества. «Через фильмы я показываю, что именно разнообразие делает мир сильным и красивым. Мы должны менять мышление людей, чтобы они перестали сторониться людей с инвалидностью, не избегали тех, кто выглядит или думает иначе, чем обычные люди», — говорит Рэй.

В чем тайна «Тайной жизни Тома Лайтфута»

«Прежде чем рассказывать о Томе Лайтфуте, важно познакомить вас с Грэмом Басби — актером с синдромом Дауна, который исполняет роль Тома. Когда Грэм пришел учиться в Arty Party, он был закрытым и стеснительным, а через время смог стать частью команды. Шутил, веселился и общался с другими членами группы. Мы снимали „Тайную жизнь Тома Лайтфута“ восемь лет, и теперь я с уверенностью могу сказать: Грэм за это время действительно научился танцевать, как птица», — делится Рэй. С птицами связано многое в этом фильме.

Когда Рэй снимал «Тайную жизнь Тома Лайтфута», он вдохновлялся произведениями писателя Джеффа Вандермеера, автора знаменитой трилогии «Южный предел», которую экранизировал Netflix («Аннигиляция» с Натали Портман в главной роли).

Но Рэя привлекла другая книга автора — «Секретные жизни». В этом сборнике раскрывается «вторая» жизнь библиотекарей, врачей, юристов, студентов университетов, банковских кассиров, продавцов секс-шопов и людей других профессий. Джефф рассказывает веселые, абсурдные, мрачные и откровенные истории. У каждого героя есть тайная жизнь, которая ему подходит больше, чем обычная.

«Мне понравилось, как Джефф Вандермеер показал успешных, умных и вполне нормальных людей, которые жили второй жизнью — причудливой и странной. Мы сняли три фильма, вдохновленные этой книгой. „Тайная жизнь Тома Лайтфута“ в их числе.

В этой картине Том — тот самый человек с нормальной и „тайной“ жизнями — живет, как все. У него самая обычная профессия — сотрудник кол-центра. В то же время у него в душе и сердце живут птицы, в прямом смысле. Том тайно учится на доктора философии по миграции птиц. Но главный секрет Тома — внутри него», — говорит Рэй.

Том замечает: у него в душе что-то буквально рвется наружу — правда, он думает, что должен сохранить это ощущение в секрете. С каждым днем Том все больше убеждается, что на линии в кол-центре нет правильных и неправильных ответов. Герой понимает, что жизнь многообразна. С каждым днем в его душе все больше и больше растет что-то новое и необычное.

Однажды он выходит на крышу, чтобы освободить себя от этого чувства, и в этот момент происходит волшебство: Том выпускает из сердца птиц. Герой чувствует легкость и начинает танцевать от радости.

«Том учит нас делиться своими проблемами и чувствами, а не скрывать их. Как будто то, что мы чувствуем, — это секрет. Но так нельзя: нужно преодолевать себя и делиться своими ощущениями. Люди говорят, что я снял фантастику, но я считаю, что история Тома — это что-то обыденное, реальное», — говорит Рэй.

Кроме того, в фильме есть скрытый намек: Том работает сотрудником кол-центра и знает ответы на многие вопросы и помогает другим. По мнению Рэя, общество не ожидает такого от людей с инвалидностью.

«Но все-таки лучшее, что дал фильм, — это наслаждаться обществом друг друга, смеяться, общаться и веселиться в процессе съемок», — вспоминает Рэй. Прочувствовать атмосферу фильма вы можете до 11 сентября на фестивале Московского музея современного искусства.

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
people@plus-one.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...