В чем уникальность центра «Ясенева поляна»
Центр «Ясенева поляна» с 2016 года оказывает поддержку и помощь людям с нарушением слуха, зрения, слепоглухотой, а также тяжелыми множественными нарушениями развития. Подопечные и их семьи приходят сюда на консультации, занятия с педагогами и специалистами. Здесь работает гончарная мастерская, где еженедельно занимаются более 50 детей и 30 взрослых. Они приезжают в Ясенево из разных районов Москвы, иногда самых отдаленных.
В большом светлом пространстве, где пахнет глиной, всегда тепло из-за работающей печки и все заняты делом. В мастерской слепоглухой ребенок больше не маленькое беспомощное существо, которое живет по правилам взрослых. Ему самому надо выбрать место для работы, надеть фартук, выбрать изделие, форму или цвет, убрать за собой, помыть руки. В процессе интересного и полезного дела закрепляются полученные знания и навыки, вырабатывается навык коммуникации с педагогами, тьюторами и другими участниками группы. Здесь уважаются чужие границы, а педагоги внимательны к каждому достижению подопечного, даже самому незначительному: ребенок сел за стол, дотронулся до глины, проявил интерес к чему-то или к кому-то, увидел или почувствовал то, что не замечал раньше.
Как работают специалисты мастерской
Главный принцип работы в мастерской — комплексный подход. В работу включены все: сопровождающие, дефектологи, тифло- и сурдопедагоги. Зачем это нужно? Дети с различными нарушениями здоровья, даже самыми тяжелыми (сенсорными, двигательными и ментальными), испытывают трудности в поведении, социальной адаптации, взаимодействии с окружающими, им трудно ориентироваться в нашем мире, и невозможно всему этому научиться без посторонней помощи.
Педагоги стараются найти подход к любым детям. Некоторые не любят пачкать руки, трогать холодное, липкое и влажное. Тогда можно погреть глину на батарее, предложить не лепку, а декорирование, навести порядок и чистоту на рабочем месте. Если у учеников возникают трудности с самоконтролем, которые могут выражаться в агрессивном поведении, то можно предложить просто переминать глину, бить ее, втыкать в нее пальцы, бросать в коробку. Но, что бы ни происходило, в мастерской всегда царит уважение к ребенку. Главное — наладить контакт и не забывать, что особые дети могут непривычно выглядеть, странно вести себя, не уметь общаться, требовать много внимания, но это не значит, что все надо решать за них.
Любой человек, в том числе ребенок, имеет право быть в плохом настроении, не соглашаться с окружающими, неважно себя чувствовать. Никакая деятельность не будет полезной и успешной, если заниматься ей заставляют. Работа в мастерской проводится исходя из этих принципов.
Как работа с глиной помогает слепоглухим людям развивать свои способности и адаптироваться в социуме
Если вы думаете, что раскатать пласт глины скалкой — дело нехитрое, то послушайте, что говорят специалисты. Во время раскатывания задействованы все мышцы верхней половины тела, работает вестибулярный аппарат, благодаря двуручной деятельности стимулируется работа обоих полушарий мозга. И это далеко не все. Для детей с нарушениями слуха и зрения это развитие тактильной чувствительности, тренировка разных зон осязания и мозга, развитие пространственных возможностей под контролем зрения, а также при его отсутствии.
А сколько всего можно сделать из пласта глины! Медальоны, фигурки по трафарету, цветы, рамочки, подставки, подсвечники и даже тарелки и вазы. Очень интересно менять фактуру, делать разный рельеф и выбирать цвет глазури.
Еще одна техника работы с глиной — это использование гипсовой формы. При набивке формы также возникают разнообразные тактильные ощущения, интенсивно работает мозг, развивается мелкая моторика. В процессе можно лепить разные элементы, колбаски, шарики, улитки, кубики, и изучать геометрические фигуры. Гипсовая форма дает возможность делать разнообразные предметы для бытового использования: пиалы, чашки, миски, тарелки, стаканы, плиточки и даже скульптурные фигурки.
А гончарный круг, спросите вы? И тут мы подходим к еще одной важной проблеме, которая решается на занятиях в нашей мастерской.
Кроме основных органов чувств, слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса, существует еще вестибулярная и глубокая чувствительность тела. Все они отвечают за процесс сенсорной интеграции. Это сложный процесс обработки мозгом сигналов, которые поступают от органов чувств и анализируются, после чего возникает ответная реакция. У детей с нарушениями, как правило, эта система дает сбой, и поступающие сигналы обрабатываются недостаточно, что мешает ребенку расти и развиваться.
Работа на гончарном круге является оптимальным средством сенсорной интеграции, что особенно важно для детей с нарушением слуха и зрения. Это одновременная активация любой чувствительности, сильное воздействие на тело и все органы чувств. Движение гончарного круга, его вибрация, звуки, которые он издает, дают потрясающую стимуляцию. Действия ребенка за гончарным кругом непосредственно связаны с психической деятельностью, от удержания позы и тактильных ощущений до координации движений и самоконтроля. Благодаря кругу быстро создаются полезные и красивые вещи, что является большой мотивацией для ребенка.
Познакомиться с уникальными работами подопечных мастерской можно на сайте ресурсного центра «Ясенева поляна». А помочь фонду «Со-единение» можно на +1Люди, сделав пожертвование на странице организации.