В России сложилась ситуация, когда производителям и розничным сетям выгоднее выбрасывать на свалки товар с истекающим сроком годности или незначительным браком, чем отдавать его на благотворительность.
Передача продуктов на благотворительность облагается налогом на прибыль — 20% и обратным НДС — 20%. Утилизировать продукцию в разы дешевле — от 5 до 30 тыс. руб. за тонну мусора.
Депутаты Государственной думы Николай Валуев и Сергей Вострецов предложили внести поправки в действующий Налоговый кодекс. Их инициатива касается продуктов с истекающим сроком годности. Она должна помочь развить сети фудбанков и фудшеринга в России и улучшить положение малоимущих.
Подобные «послабления» для юридических лиц действуют во многих странах мира. Это стимулирует работу благотворительных фондов, фудбанков и фудшеринга (обмена едой).
«Налоговые послабления подтолкнут производителей и продавцов передавать продукты на благотворительность вместо того, чтобы отправлять на помойку. Законопроект отправлен в правительство для получения отзывов профильных министерств», — отмечает правозащитник Алена Попова.
Инициатива парламентариев по изменению Налогового кодекса поможет сократить объемы утилизируемых продуктов на 9%. Помехой для изменений в кодексе может стать экосбор. С декабря 2018 года ритейлерам в России запрещено возвращать непроданные скоропортящиеся продукты производителям.
Власти обязывают производителей и ритейлеров самостоятельно утилизировать непроданный товар, иначе взимают экологический сбор. Сумма экологического сбора в 2018 году составила около 2,3 млрд руб. В 2019 году в правительстве рассматривали повышение ставки сбора. Получается, что освобождение ритейлеров от налогов на передачу продуктов на благотворительность упразднит экосбор. Правительство может на это не пойти.
Как фонд «Русь» спасает еду
Передача еды бедным поможет властям решить проблему голода, считает директор продовольственного фонда «Русь» Юлиа Назарова.
8 800 555 2429 - бесплатный номер организации.
Фонд Русь спас от уничтожения и передал нуждающимся 30 000 000 килограммов продуктов, средств личной гигиены и химии.
В фонде подсчитали, что спасение 1,2 млн тонн продуктов ежегодно поможет 18 млн нуждающимся. По инициативе фонда создан экспертный совет, чтобы донести эту точку зрения до правительства.
Директор фонда отмечает, что фудбанки выполняют сразу две функции — экологическую и социальную. Ежегодно фонд спасает около 6 тыс. т продовольственных и непродовольственных товаров. «Русь» сотрудничает с крупными компаниями-производителями — Pepsico, Bonduelle, Kellogg’s и работает в 65 регионах России.
«В отличие от банков продовольствия, которые есть в Европе и Америке, — мы реализуем виртуальный банк еды: в фонд ежедневно поступает информация о продуктах, которые могут быть переданы нуждающимся, от той или иной компании. Менеджеры проверяют все необходимое и договариваются о доставке в регионы. Фонд расположен в Москве, но распределяет помощь по всей России через некоммерческие организации, приходы РПЦ, центры социального обслуживания населения», — подчеркивает Юлиа Назарова.
Фонд «Русь» работает с 2012 года — ищет партнеров в регионах, заключает договор, по которому партнеры распределяют помощь для своих подопечных. Главное, чтобы помощь доходила до адресата.
Перепроизводство — главная причина, почему у производителей и ритейлеров остаются излишки нереализованной еды. Причины разные — на покупательную способность непредсказуемо влияют время года, погода, изменение спроса. Перепроизводства нельзя избежать, можно только минимизировать.
«Когда у производителя и ритейлера появляется лишний продукт, они решают, что с ним делать. Продукт хороший, не просроченный, но при этом уже запущен новый заказ, с новым вкусом или этикеткой. Старый продукт занимает склады. Тогда на помощь приходим мы», — говорит Назарова.
С 2015 года «Русь» и компания X5 Retail Group проводят акцию «Корзина доброты». Любой человек может купить продукты и положить их в специальные корзины в магазинах «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель». Можно также оплатить продуктовые наборы онлайн на сайте акции. Все товары отправят нуждающимся.
Как сохраняют еду за границей
Ежегодно в мире выбрасывают или уничтожают 1,3 млрд т пригодной к употреблению еды — треть всех произведенных продуктов. В атмосферу попадает 3,3 Гт свалочных газов от гниения продуктов. Реализуя Цели устойчивого развития (ЦУР), принятые в 2015 году, ООН хочет сократить потери еды на 50% к 2030 году. Инициативу поддержали крупнейшие мировые компании-производители.
Во многих странах введены специальные законы, запрещающие магазинам выкидывать еду и вынуждающие передавать нераспроданные остатки фудбанкам.
Первой в 2016 году подобный закон приняла Франция, где ежегодно на свалки попадает 10 млн т продуктов. Магазины должны передавать продукты благотворительным организациям или продавать с большой скидкой. За нарушения супермаркетам грозят крупные штрафы. В Италии предприятия больше не штрафуют за раздачу продуктов, также для них снижены некоторые налоги. В Германии, где на каждого жителя приходится 82 кг выброшенной еды ежегодно, жители призвали власти пересмотреть законодательство.
В США на свалки попадает 30-40% продаваемой пищевой продукции. В среднем каждое домохозяйство выкидывает 32% купленной еды на сумму $1,5 тыс. в год. Часть вины лежит на супермаркетах, продающих продукты в больших упаковках. В ассоциации ReFED, объединившей представителей министерства сельского хозяйства, профильных агентств, штатов и крупных производителей, разработали программу по сокращению объема выброшенных продуктов на 20% в течение десяти лет.