Люди с тяжелой инвалидностью обрели «Дом навсегда»
НКО «Перспективы»
Фото: Благотворительная организация «Перспективы»
В начале апреля благотворительные организации стремились вывезти «тяжелых» подопечных из государственных учреждений, чтобы поместить их в квартиры — к родственникам или в проекты сопровождаемого проживания.
Так поступили и петербургские «Перспективы» — сеть НКО, которые помогают людям с тяжелой инвалидностью.
Когда на небольшой территории вместе живут около тысячи человек с хроническими заболеваниями, вспышка инфекции может привести к непростым последствиям.
Потратив много сил, сотрудникам НКО удалось убедить власти в том, что некоторым их подопечным будет лучше на время покинуть интернат.
Они смогли вывезти из учреждения 26 человек. Еще 22 находились в проектах сопровождаемого проживания «Перспектив».
Подопечный баготворительной организации «Перспективы»
В домашних условиях даже самые «тяжелые» ребята расцвели.
Маловесные — поправились на несколько килограммов, неэмоциональные стали больше улыбаться, а те, кому сложно было сказать одно слово, узнали еще несколько.
Те, кто может подолгу ходить, отправлялись на экскурсии по Петербургу: гуляли по ночному городу, смотрели на разводные мосты. Оказалось, главный рецепт счастья — свобода.
Светлана делится: «В интернате активности по распорядку: все в одно и то же время встают, у всех одинаковый план. Здесь ребята могли чуть позже встать или лечь, сами себе завтрак положить и вообще почувствовали, что такое нормальная жизнь!»
Когда ситуация с коронавирусом стала чуть менее пугающей, а ресурсы организации постепенно истощились, ребят пришлось вернуть обратно в интернат.
Но изменения, которые с ними произошли, подтолкнули сотрудников НКО сделать все, чтобы снова забрать их в проекты сопровождаемого проживания.
Благодаря поддержке бизнеса, артистов РАМТ и немецких «Перспектив» организации удалось приобрести две квартиры — для шести самых уязвимых человек. Проект назвали «Дом навсегда».
В прошлом году, когда «Перспективы» разрабатывали стратегию на пять лет, сотрудники лишь робко задумывались о том, чтобы организовать работу квартиры сопровождаемого проживания к 2024 году.
Сегодня таких квартир — две, и в открытии новых проектов организацию останавливает только недостаток финансирования.
Светлана уверяет: «Мы смогли оперативно организовать доставку мебели, наладить быт, еду. Значит, это возможно.
Если город выделит квартиры и хотя бы ту часть денег, которая сейчас уходит на обслуживание ребят в интернате, уверена: завтра мы сделаем еще один проект».
Гуманитарии обеспечивали тылы врачам
Волонтерский проект «Переводчики на карантине»
Неожиданный симбиоз лингвистов и медиков случился этой весной.
В самые острые моменты пандемии каждое новое исследование и «кусочки» информации из Китая или Европы были очень ценными.
Все началось с того, что профессиональная петербургская переводчица Мария Юнгер случайно увидела в открытом чате врачей просьбу о переводе материала. Запросов становилось больше. Переводчица, ее дочь, друзья и знакомые не справлялись.
Но друзья позвали друзей, знакомые — знакомых. Так появился телеграм-чат «Переводчики на карантине».
Тысячи специалистов переводили сложные медицинские тексты о коронавирусе: с китайского, итальянского, испанского языков.
Потом готовые статьи проверялись медиками и выкладывались на сайт «Переводчиков на карантине».
Сейчас там около 700 материалов, которые позволяют российским врачам перенимать опыт зарубежных коллег.
Работа в чате и группе кипит не так, как с апреля по июнь, но сайт продолжает пополняться новыми материалами.
В Питере продолжают кормить нуждающихся, не задавая вопросов
Фудшеринг-инициатива «История одного проекта»
Фото: Благотворительная организация «История одного проекта»
«История одной кухни» — известный в Петербурге фудшеринг-проект.
Его организовала Екатерина Комзюк летом 2019 года: она начала готовить на своей кухне обеды для тех, кто по каким-то причинам в них нуждался, и раздавать их.
Никаких вопросов приходящим к ней людям Екатерина не задавала. По ее мнению, в ситуации, когда банально нечего есть, может оказаться каждый.
Например, студент, которому нужно дожить до следующей стипендии, или пенсионер, ставший жертвой вымогательства.
В то время продукты для приготовления обедов Екатерине поставляли дружественные несетевые магазины и небольшие продуктовые лавки.
Со временем нуждающихся становилось больше. Так появилось кафе «Кухня», где любой желающий мог вкусно пообедать за донейшн (в меню было даже безалкогольное вино).
Проект удалось реализовать с помощью пожертвований — всего собрали около 500 тыс. руб.
Помимо Екатерины, на «Кухне» были постоянно задействованы четыре человека и волонтеры.
В октябре 2020 года кафе закрылось: о причинах создательница не рассказывает, но подчеркивает, что один общепит все равно не мог охватить всех, кто нуждается в еде.
«Проблема голода во время пандемии обострилась: многие люди потеряли работу, оказавшись в сложном финансовом положении.
„Кухня“ во время пандемии стала принимать намного больше людей, но всех вместить не могла.
Мы стали думать, как можно решать проблему глобально и как масштабировать проект, чтобы охватить больше людей», — говорит Даная, руководитель «Истории одного проекта».
Фото: Благотворительная организация «История одного проекта»
«История одного проекта» — это как раз масштабированная «Кухня», еще одно «открытие» 2020 года.
Проект — это проводник между ресторанами, которые хотят поделиться бесплатной едой и теми, кому эта еда необходима.
Сейчас Даная работает примерно с 20 ресторанами.
В большинстве случаев те, кому нужна еда, забирают ее сами, а пенсионерам или людям с инвалидностью обеды доставляют волонтеры.
Екатерина и Даная планируют заниматься «профилактикой» проблемы голода: в ближайшее время они выпустят несколько материалов по финансовой грамотности.
«То, чем мы начали заниматься, — это методичка по предотвращению мошенничества среди пенсионеров: не сплошной скучный текст, а подкасты, видеоинтервью с экспертами, инструкции в виде комиксов», — объясняет Даная.
Целевая аудитория этого контента — не только люди пенсионного возраста, но и те, кто с ними работает.
Бизнес включается в помощь пострадавшим от домашнего насилия
ИНГО «Кризисный центр» для женщин
«Во время пандемии многие семьи были вынуждены больше времени проводить в замкнутом пространстве. Для некоторых это оказалось серьезным испытанием, поскольку устоявшаяся система отношений пошатнулась.
Предположим, партнеры весь день проводят на работе, а общий досуг их ограничивается вечерним обсуждением того, как прошел день. В какой-то момент эти люди оказались закрыты вместе, им пришлось пересматривать устоявшийся уклад, передоговариваться», — говорит Елена Болюбах, руководительница ИНГО «Кризисный центр для женщин».
Пандемия стала катализатором скрытых конфликтов: кто сколько времени уделяет детям, как поделить компьютер, если он один на всех, какой сериал вечером посмотреть.
Во время пандемии «Кризисный центр» был одной из немногих организаций в Петербурге, которая с первого дня непрерывно помогала женщинам, столкнувшимся со всеми видами насилия: психологическим, эмоциональным, финансовым.
«Были тяжелые запросы: „Я понимаю, что сейчас он будет применять насилие. У нас такое случалось и раньше, но я всегда уходила к родственникам. Сейчас идти некуда“» — вспоминает Елена.
До пандемии у «Кризисного центра» была возможность направлять своих клиенток в городские квартиры-убежища.
Но во время режима повышенной готовности все государственные социальные квартиры были экстренно закрыты для новых посетителей.
Представители ИНГО «Кризисный центр» обратились с призывом к нескольким петербургским сетям отелей.
Четыре из них согласились помочь и предоставили часть пустовавшего из-за пандемии номерного фонда — для организации убежищ для клиенток «Кризисного центра», которые находились в опасности.
С весны Центру удалось разместить около ста женщин в дружественных организациях, а еще — обеспечить их питанием от «Новой Голландии» и привлечь «Яндекс.Такси» для помощи с переездом.
Получилось даже договориться о передержке животных клиенток, пострадавших от домашнего насилия и находящихся в убежищах.
Здесь поддержал зоозащитный фонд «Я свободен».
До пандемии в центре даже не думали о том, что смогут экстренно создать практически «идеальный сервис»: дать клиенткам именно ту помощь, в которой они больше всего нуждаются.
Благодаря сотрудничеству с бизнесом женщины, которым помогал «Кризисный центр», смогли за месяц бесплатного проживания и питания в «убежищах» накопить деньги на съем отдельного жилья — и уйти от абьюзера.
Разовое сотрудничество переросло в долгосрочный проект: сейчас Центр продолжают на постоянной основе поддерживать одна из сетей отелей и фонд «Я свободен».
Недавно подключилась и сеть гинекологических клиник «2*2», которая предоставляет клиенткам, пережившим сексуализированное насилие, бесплатные консультации и приемы.
Елена считает, что пандемия стала для НКО точкой роста: теперь они учатся смелее взаимодействовать с бизнесом, выходить за рамки активистского сообщества и привычных партнерских схем.
«Всем дружественным НКО советую не бояться. Не надо расчеловечивать людей и думать, что в бизнесе работают те, кому совершенно неинтересны чужие проблемы».
Даже 3D-принтеры работают для врачей
Волонтерская инициатива «Мейкеры против COVID-19»
Фото: Саратовское управление «Мейкеров против COVID-19»
Когда 30-летний 3D-дизайнер из Москвы Всеволод Очинский заразился коронавирусом, он начал собирать вещи в больницу и решил посмотреть, как обстоят дела в телеграм-чатах врачей.
Оказалось, многим медикам критически не хватает защитных средств, которые можно изготовить на 3D-принтере.
Мужчина остался болеть дома и понял, что может попробовать решить эту проблему в кооперации с другими дизайнерами.
Всеволод нашел телеграм-чат еще и 3D-мейкеров, которые хотели помочь больницам, но не знали, куда именно направить свои силы.
Дизайнер стал неформальным лидером движения «Мейкеры против COVID-19»: в пиковые моменты пандемии медикам помогали 2,5 тыс. человек из 71 региона России.
Фото: Кирилл Шабалин
Дизайнеры делали для врачей пластиковые щитки, специальные заколки, которые ослабляют давление маски на лицо, переходники для фильтров и другие «мелочи».
В ответ на помощь медики благодарили дизайнеров, плакали и даже пытались предлагать деньги, при том что проект некоммерческий.
По официальной статистике сообщества, около 40% российских больниц получили помощь от «Мейкеров» — а на деле их гораздо больше.
Один из участников движения Антон Александров верит, что новые технологии можно применить и в бизнесе.
Будущее 3D-моделирования он представляет себе так: если у человека сломалась крышка от кофемолки, можно будет не покупать новое устройство, а заказать такую же крышку, только напечатанную на 3D-принтере.
Пандемия показала, что изготавливать новые изделия можно гораздо быстрее, чем привыкли дизайнеры. Иногда — в обход дополнительных этапов тестирования, по зарубежным моделям из интернета, главное — энтузиазм.