Ольга Смирнова уже третий год оценивает картины фестиваля, но она начала интересоваться социальным кино случайно — в день, когда Ольга Зубкова, директор «ЛАМПЫ», пригласила ее стать членом жюри.
Ольга Смирнова, член жюри фестиваля социального кино «ЛАМПА»
— Ольга, вам близки темы социального кино?
— Я начала смотреть все эти картины уже как член жюри, увидела, как живут люди, какие у них есть проблемы. Это очень повлияло на меня как на личность.
Сейчас мои дети ездят в лагерь «Дружный», где ребята с особенностями взаимодействуют с обычными и общаются на равных. Я очень рада, что мои дети видят этих немножко других детей — у них стираются границы и важнее всего становится отношение к че-ло-ве-ку. Это должно быть первостепенно во всем. Мы не можем разделять друг друга: ты звезда, а ты обычный человек, ты доктор, а ты дворник.
Нам всем не хватает сердечности. Конечно, в Европе более распространена инклюзия. У нас на таких людей еще зачастую смотрят как на что-то ненормальное.
— На фестивале представлены работы участников из разных стран. Как вам кажется, социальные проблемы в России, США, Германии, Израиле чем-то похожи или все-таки есть существенные отличия?
— Мы все похожи. Понятно, что есть какие-то религиозные, национальные различия. Но есть и общечеловеческие вещи. Вообще, в этом году очень много работ на тему коронавируса, который нас всех объединил.
Мы увидели самые разные истории — через что прошли люди и как они смотрят на это все. От шуточных историй до какой-то серьезной драмы. Ну, и очень много социальных проблем, которые касаются каждого: образование, деньги, болезни, отношения к старикам и детям, отношение к людям вообще. Эти проблемы нельзя делить по странам.
— Как вам кажется, не скучно ли зрителю ходить на фестиваль социального кино, зная, что его там будут «учить, как надо жить»?
— Это то, с чем мы боремся и ради чего вообще делаем этот фестиваль. Не для того, чтобы узнать, какие у нас в мире существуют болезни, и придумать, что с этим делать. Нет! Знаете, что происходит на этом фестивале? Ты приходишь туда, и тебя просто раскрывает — сердечно, морально.
Какой-то внутренний свет идет от картин. Не зря Ольга Зубкова назвала фестиваль «ЛАМПОЙ». Я могу, к примеру, смотря фильм про ребенка с особенностями, понимать, что не все знаю об этом мире.
Мы приветствуем на фестивале именно те работы, которые выходят за рамки нашего обыденного представления о социальном кино. О, социалочка, это значит, у нас тут смерть, грязь, кровь, болезни — фестиваль вообще не про это! «ЛАМПА» открывает те работы, которые дают смысл жить, понимаете?
— У популярных в интернете кинокритиков есть мнение, что хорошее российское кино — только про боль и страдание. Вы как актриса, сыгравшая, например, в фильме «Стиляги» и в сериале «Достоевский», согласны с этим утверждением?
— Нет, я не согласна совершенно. Если раньше была тенденция немного американизировать российские картины, то сейчас у них появляется свой индивидуальный язык. В них стало много человечности. Все стало действительно лучше. Я верю в наше российское кино и в сильных личностей, которые идут и пробивают свой путь.
Еще один предрассудок — что есть массовое кино, а есть авторское. Нет! Сейчас даже массовому зрителю интереснее смотреть на что-то другое — не такое, как в Америке, не такое, как мы привыкли видеть.
— Вы — актриса и театра, и кино. Как вам кажется, на экране или на театральных подмостках проще поднимать социальные темы? Какой зритель больше готов к такому разговору?
— Готовы все. Знаете, все зависит от того, как мы это делаем. Вот я сейчас готовлю социальный музыкальный видеоклип, и я задалась вопросом, что это: акт творчества или социальное высказывание? И я думаю, что и балет, и театр, и кино, и даже клип — это все и акт творчества, и социальное высказывание.
Важно, что и как мы хотим донести. Можно голыми выбежать на Красную площадь и послать всех на три буквы, а можно раскрыть проблему более тонко.
— «ЛАМПА» — фестиваль социального кино, который говорит в том числе о проблемах людей с инвалидностью. Сталкивались ли вы на съемочной площадке или в театре с людьми, у которых есть физические или ментальные особенности?
— Нет. Я впервые близко столкнулась с человеком с особенностями, когда в первый раз участвовала в «ЛАМПЕ». Ольга предложила мне станцевать номер с мальчиком с синдромом Дауна. Я испугалась, потому что раньше никогда с такими людьми не взаимодействовала. Ольга мне сказала: «Не переживай, они вообще чудесные, у вас все будет супер».
Когда я приехала туда, я увидела этих детей, их открытость, их незащищенность, поняла, как они тонко чувствуют мир. И когда мы готовили танец для моей самой первой «ЛАМПЫ», со мною реально что-то произошло. Мое отношение к инклюзии перевернулось. Я стала больше замечать этих людей, как будто я приоткрыла дверь и увидела этот «другой» мир, который существует наравне с нашим.
— Я согласна с тем, что российское общество пока что только стремится к инклюзивности. Мы часто видим в новостях, как парня с ДЦП выгоняют из автобуса, как происходят драки мигрантов... Как вам кажется, социальное кино способно сделать общество более терпимым и человечным?
— Может, и делает уже сейчас. Например, фестиваль «ЛАМПА» открылся премьерой фильма Антона Богданова «Нормальный только я». Как раз про то, как подростки приезжают в лагерь и там с ними оказываются дети с особенностями. Уже по трейлеру я вижу, как это сделано, как преподносится ситуация — интересно и с юмором.
Фильм — не про болезни и «адский ад». Он про нормальное взаимодействие человека с человеком.
— На фестивале представлены не только короткометражки, но и рекламные ролики. Можно ли сказать, что социальная реклама сейчас тоже все меньше давит на совесть зрителя, а больше говорит ему о важных вещах через правильные примеры?
— Именно, именно! Социальную рекламу тоже очень классно стали делать. Вот IKEA делает креативно, с юмором. У них есть ролик о том, как людям с особенностями дают работать на производстве. Они получают возможность что-то делать и зарабатывать деньги, а вся сделанная ими продукция идет в оборот.
Надо искать возможности, чтобы они свою жизнь устроили и чтобы для нас это не было дикостью — как это было для меня раньше, к примеру.
— Считаете ли вы, что люди с инвалидностью достаточно представлены в российском кино — причем как на экранах, так и внутри съемочного процесса?
— Ну, нет, конечно. Общество думает, что люди с особенностями ничего не могут, а они очень даже могут. У них может быть такое интересное, креативное мышление, что дай бог любому из нас.
Нам надо предлагать им работу, с которой они реально могут справляться. Жаль, структуры, через которые это можно сделать, развиты недостаточно.
— В вашем блоге в Instagram я видела проект о женской силе. Считаете ли вы, что феминизм и борьба за права женщин — важная часть социальной повестки?
— Я не феминистка, но считаю, что женщины сейчас выходят на совершенно другой уровень. Женщины могут и умеют управлять, у них есть способность взять все в свои руки и сделать. Я в этом уверена, и я вижу женщин, которые сами строят свою жизнь.
Но это не значит, что мужчины им не нужны. Нужны, даже очень — сильные, осознанные, решительные, предприимчивые и сердечные мужчины.
— Ольга, какие фильмы по социальной проблематике за последнее время вам понравились больше всего? Сможете посоветовать несколько картин нашим читателям?
— Помимо фильма «Нормальный только я», который мы показываем на «ЛАМПЕ», могу посоветовать общеизвестные — например, «1+1». Есть отличный испанский фильм «Я тоже хочу» про мужчину с синдромом Дауна, американский фильм «Чудо» с Джулией Робертс. Заходите на сайт «ЛАМПЫ» — там представлены ретроспективы современных неизвестных авторов.
Очень люблю цикл передач Кирилла Косолапова «Другие люди?». Кирилл ищет этих «других» людей и рассказывает, как они живут и помогают окружающим. Это фильмы «Учитель для России», «Старость в радость» и другие.
Еще у меня есть фаворит среди документального кино — израильский фильм про больницу «Внутри мы все одинаковые». О трех докторах, спасающих жизни людям, находящимся на волоске от смерти. Как там разворачиваются судьбы людей, как на грани смерти исчезают все стереотипы и религиозные рамки — это тот уровень осознанности, к которому стоит стремиться.
— Как вам кажется, чем в этом году фестиваль «ЛАМПА» запомнится зрителям?
— Во-первых, мы впервые в Москве. Это для фестиваля большое событие, потому что он всегда проходил в Перми. Москва, конечно, поделится с фестивалем своей энергией. Хотелось бы больше огласки придать мероприятию, потому что у него нет аналогов в мире.
Его значение сложно переоценить: здесь воспитывают осознанных людей с добрым сердцем.