Хоспис
15.07.2021
Текст: Лариса Ступина
Фотографии: Marisa Howenstine / Unsplash

Бархат, гречка, кубики и мех: как помочь тяжелобольному ребенку с помощью игры

В Калининграде нет детского хосписа. Пока он строится, Благотворительный центр детского больничного и социального волонтерства «Верю в чудо» помогает детям с неизлечимыми заболеваниями на дому. Конечно, ребятам прежде всего нужна паллиативная помощь медиков. Но еще — психологическая поддержка и старший смелый друг рядом. +1Люди поговорили с игровыми терапевтами — специалистами, которые совмещают в себе эти роли.

Анастасия Базенко и Александра Куренкова — игровые терапевты надомного хосписа «Дом Фрупполо» (Благотворительный центр детского больничного и социального волонтерства «Верю в чудо»). Фрупполо — вымышленный персонаж, мальчик в плаще, которого придумали дети. Название «паллиативная» помощь происходит от латинского pallium — плащ, покрывало.

1. Зачем тяжелобольным детям игры?

Анастасия Базенко, игровой терапевт Благотворительного центра «Верю в чудо» 

 — Основная задача игровой терапии — поддерживать навыки, которые есть у ребенка, например коммуникативные или бытовые, и развивать новые. Мы делаем жизнь детей с паллиативным статусом (их заболевания считаются неизлечимыми) более комфортной.

Программа занятий зависит от конкретного ребенка. Например, есть дети с полностью сохранным интеллектом, но с двигательными нарушениями. Я понимаю, что ребенок соображает быстро, но говорит долго. И мы с ним находим наилучший альтернативный способ коммуникации.

Одна моя подопечная скоро пойдет в школу, и сейчас мы с ней пытаемся выбрать самый удобный способ общения. Чтобы ее понимали не только близкие и учителя, но и сверстники.

Дети с тяжелыми физическими нарушениями почти не выходят гулять и не общаются с другими ребятами, им очень нужна социализация. А тут в семью приходит новый дружелюбный человек, с которым можно играть.

«Тяжелым» детям сложно осознать границы своего тела. Когда человек долгое время прикован к постели, он не понимает, где заканчивается он сам и начинается внешний мир.

Чтобы помочь ребенку, мы развиваем тактильность и моторику.

Конечно, терапия направлена на понимание себя: вот есть я, такой же человек, как все остальные, ко мне приходят близкие и друзья.

Александра Куренкова, игровой терапевт Благотворительного центра «Верю в чудо»

 — Моя основная цель как игрового терапевта — сделать жизнь ребенка чуть лучше, поднять ему настроение. Иногда просто поговорить с ним и его родителями.

С младшими мы учимся читать, различать цвета и наощупь определять поверхности. С кем-то постарше готовим.

Одной моей подопечной 20 лет. Иногда я приглашаю к ней в гости знакомого шеф-повара. Получается настоящий мастер-класс.

Я не сижу над ребенком, как строгая учительница. Мы вместе работаем над какой-то проблемой: преодолеваем трудности, иногда «воюем» со школьными задачами.

С теми детьми, которые могут выехать из дома, я провожу занятия в сенсорной комнате нашего центра. В ней есть все, что необходимо для развития моторики, зрительной концентрации: бассейн с шариками, рыбки, красивая подсветка, доска с песком для рисования. И для родителей, и для детей — смена обстановки и полный релакс.

Конечно, я не Бог и не могу улучшить здоровье ребенка. Но я могу купить ему торт на день рождения, включить классную музыку и найти интересное занятие для нас обоих.

2. Хоспис — это только мрак и боль?

Анастасия 

 — Наверное, все наши игровые терапевты — бывшие волонтеры «Верю в чудо». Моя история началась 10 лет назад: я профессионально занималась конным спортом и помогала в ведении адаптивной верховой езды для детей с физическими нарушениями. Там я услышала, что существует центр, а в нем — онко-гематологическое отделение, где ребятам нужна помощь.

Я поняла, что хочу быть волонтером и как можно больше времени проводить с детьми. Раньше это было желание идти и спасать мир, как супергерой, но с возрастом я стала сознательнее. В онко-гематологическом отделении у меня было два «любимчика». К сожалению, они не смогли победить свою болезнь. И я поняла, что спасать — не всегда получится, но можно помочь ребенку в конкретный момент.

Александра с подопечной

После нескольких лет волонтерства в центре мне предложили пройти обучение и стать игровым терапевтом. Я согласилась, хотя сначала было страшно. Сейчас идет третий год моей работы, все дети и семьи стали любимыми, каждый выезд к ним приносит удовольствие.

Александра

 — Я сама лежала в онко-гематологическом отделении, и ко мне приходили волонтеры. Меня восхитила их работа. Я ждала, пока мне исполнится 18 лет, чтобы уже можно было помогать детям!

Так и вышло. Когда я училась в вузе, то уже помогала в центре. По образованию я экономист, но меня так затянула работа с детьми, что я прошла курсы по дефектологии. Когда центр предложил обучиться на игрового терапевта, конечно же, я согласилась. Для меня общаться с детьми — самый большой кайф и удовольствие, это действительно любимая работа.

Главное — не подпускать негатив близко к сердцу. Жалость и грусть — очень плохие чувства, их нужно убирать.

Иначе работы не будет. Если ты приходишь в дом к подопечным с тяжелым сердцем, это может отразиться на детях.

3. Каких успехов достигают дети с помощью занятий?

Анастасия 

 — У меня была «тяжеленькая» девочка, и за полтора года еженедельных занятий нам удалось полностью восстановить ее речь. Сейчас ее понимают не только мама, папа и я, а вообще все. К ней врачи приезжают, она целые истории рассказывает.

Самый старший мой мальчик, можно сказать, уже серьезный парень 16-ти лет, хочет сдавать на права. Мы с ним «прогоняем» всю теоретическую базу, чтобы потом было легче учиться и общаться в автошколе.

Анастасия с подопечным

Александра 

 — С одной девочкой, у которой ДЦП и множественные поражения центральной нервной системы, мы занимаемся уже два года. Раньше она не умела произносить буквы, а сейчас говорит по слогам, умеет читать, знает цвета. Таких результатов удалось достичь в том числе и благодаря регулярной игровой терапии.

Был подопечный, который вообще не говорил, а сейчас произносит отдельные слова.

Для нас каждый шажок — уже большая победа. Многие дети в процессе занятий хорошо улучшают моторику, это помогает им в быту.

4. Что в сумочке у игрового терапевта?

Анастасия 

От погремушек и тактильных мячиков до серьезных книг и развивающих игр по типу «Мемо» (карточек с парными изображениями). Кстати, в настолки дети меня обычно обыгрывают!

В сумке могут лежать гречка, рис, макароны — не для еды. Наверное, у каждого терапевта есть секретные крутые штуки. Лично моя придумка: тактильные парные карточки с разными материалами.

Там мех, бархат, гречка, посаженная на клей. Чтобы мои дети могли ощущать окружающие предметы и понимали, чем они отличаются.

Сенсорная комната

Александра 

 — В жару, в холод, в снег, дождь игрушки всегда с собой. Я передвигаюсь на автобусе, и это не всегда удобно. Так что стараюсь брать что-то не очень крупногабаритное, но функциональное.

Из самодельного у меня — дощечки с крупами, а так — покупные материалы, но самые классные. Новые настольные игры, развивающие карточки. Я человек рациональный: времени мало, хочется все уделить ребенку. До всех нужно доехать, часто подопечные находятся в разных концах города, а то и области.

5. Работа в «социалке» съедает жизнь?

Анастасия 

 — За годы волонтерства и работы в центре я очень хорошо научилась разделять профессиональное и личное. Иначе не получится, ты просто выгоришь. Конечно, бывает, что и после рабочего дня ты думаешь о своих подопечных, это нормально.

Но самое, на мой взгляд, сложное и важное — не чувствовать свою вину за состояние этих детей. Я даю ребенку все, что могу дать сейчас. Но это жизнь, и у ребенка действительно опасное заболевание.

Да, у семей, с которыми я работаю, есть мой номер телефона: если нужно, они всегда могут ко мне обратиться за помощью. Но вне работы я тоже умею расслабляться, отдыхать, быть дочкой, любимой девушкой и подругой.

Близкие относятся к моей работе с большим уважением. Папа говорит: «Ты очень сильная, я так работать не смог бы».

Но для меня это, правда, любимое дело.

Александра

— Конечно, работа у нас тяжелая. Я всегда себе говорю, что нужно больше отдыхать и учусь это делать. Вы бы видели меня во время рабочего дня, особенно летом. Иногда хожу с «гулькой» на голове, без косметики: нужно все успеть, до всех доехать, забежать на планерку в центр. Но это все приятные заботы.

Мои соцсети просто разрываются: то сообщения от семей, то «торт пишет» — нужно ребеночка с днем рождения поздравить.

Меня близкие, конечно, поддерживают. Родители вообще не удивились, когда я пошла в игровые терапевты после волонтерства. Они видели, с какими горящими глазами я про своих детей рассказываю. Ну, скажите, какие еще были варианты?

Вместе мы можем сделать жизнь детей с паллиативным статусом и тяжелыми заболеваниями комфортнее и радостнее. Поддержите благотворительный центр «Верю в чудо» и дайте чуду возможность случиться.

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
people@plus-one.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...