Полезная информация
Инклюзия
01.02.2022
Текст: Вера Жихарева
Фотографии: SDI Productions / iStock

Инклюзивное обучение: как дети с особенностями развития ходят в обычные школы

Инклюзивное образование подразумевает совместное обучение всех детей, независимо от особенностей развития, способностей и поставленных диагнозов. До 2006 года в российской педагогической среде даже не обсуждался вопрос о том, что дети с инвалидностью могут учиться в общеобразовательных учреждениях. Сейчас родители вправе выбирать, в какую школу будет ходить ребенок: в коррекционную или обычную. +1Люди — о том, что такое инклюзивное образование и почему оно должно стать частью нашей реальности.

Инклюзия для каждого

Около 2 млн российских детей нуждаются в особом подходе к обучению, за последний год их стало больше на 9,4%.

До XX века врачи изучали инвалидность только с медицинской точки зрения. Со стороны государства внимание уделялось лечению, а не развитию талантов, социализации, получению человеком профессии.

Все изменила Конвенция о правах инвалидов, принятая в 2006 году. Ее подписали 164 государства, в том числе Россия. Согласно Конвенции, проблемой является не инвалидность, а среда, которую нужно адаптировать под разных людей. Это касается и системы образования.

Если сравнивать разные формы обучения, то при индивидуальных занятиях ребенку часто не хватает общения со сверстниками и положительного примера, на который можно равняться. А коррекционные школы и классы рассчитаны на учеников с тяжелыми нарушениями развития. В таких учреждениях больше внимания уделяется реабилитации и терапии, чем получению знаний.

С учетом этого родители детей с особыми потребностями часто выбирают обычную школу. При наличии свободных мест ребенка обязаны туда зачислить.

Но для полноценного образования могут потребоваться специальные условия. И это не только пандусы для колясочников и тактильные указатели для слабовидящих, это также адаптированные программы для разных категорий учащихся. Кроме того, педагогам необходимо пройти курсы по инклюзивному обучению. На практике далеко не везде есть необходимый кадровый состав и соответствующая техническая оснащенность. И когда особенных учеников отдают в обычные школы, худшие опасения родителей оправдываются: педагоги не знают, как адаптировать материал и методы ведения уроков для детей с инвалидностью. В то время как подготовленный учитель может выстроить работу так, чтобы сильные ученики не скучали, а отстающие развивались в соответствии со своими возможностями.

Виды инклюзии: частичное и обратное включение

При полной инклюзии дети с особенностями учатся наравне с нормально развивающимися сверстниками. Но иногда требуется помощь тьютора — педагога, который помогает ученику с особенностями на уроках и на переменах. Тьютор может доступно объяснить сложный материал, поддержать при взаимодействии со сверстниками, помочь с передвижением по школе.

При частичной инклюзии дети большую часть времени обучаются по коррекционной системе, а на занятия в обычном классе отводится несколько часов.

Для тех, кому некомфортно в шумной нормативной среде, предусмотрена обратная инклюзия: ребенок обучается в коррекционном классе, но на некоторые занятия приходят и дети без особенностей развития. Например, это может быть совместный урок рисования, пения, труда.

Инклюзия в образовании: взгляд общества

Инклюзия предполагает, что все, с кем ребенок сталкивается в школе, будут с пониманием относиться к его потребностям. Например, если ученик использует «говорящую» программу вместо речи, сверстники должны научиться взаимодействовать с ним. В сложных ситуациях помогает тьютор.

Любовь Олтаржевская, руководитель московского психолого-педагогического центра Департамента образования, отмечает, что инклюзию желательно начинать в дошкольном возрасте. В этом случае дети быстро находят общий язык в процессе различных игр. Отношение к сверстникам с особенностями зависит и от педагога. Учитель не должен делить коллектив на группы и акцентировать внимание на разнице в способностях учеников.

Родителей детей без особенностей развития нужно заранее предупредить о введении совместного обучения. По результатам опроса ВЦИОМ, 66% россиян согласны с тем, что дети с инвалидностью могут учиться в общем классе. 16% относятся к этой идее негативно и 13% заняли нейтральную позицию.

Обычно конфликты возникают, если родители узнают новость об инклюзивном обучении неожиданно. Руководство школы должно объяснить им, что учителя будут уделять внимание каждому и образовательный процесс не пострадает.

Проблемы инклюзивного образования

У правильно организованного инклюзивного обучения нет минусов. Но в реальности российские школы сталкиваются с рядом трудностей. Это:

  1. неготовность учителей без дефектологического образования к работе с детьми с особенностями развития. Так, большинство школьных педагогов не знают язык жестов для слабослышащих и теряются, когда поведение учеников с задержкой развития выходит из-под контроля;
  2. отсутствие гибкой учебной программы, позволяющей найти подход к каждому. Например, ученики с задержкой развития медленнее усваивают материал и нуждаются во внимании учителя больше, чем их сверстники;
  3. отсутствие технического оснащения: пандусов, лифтов, специально оборудованных учебных мест;
  4. отсутствие в штате логопедов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, тьюторов и других специалистов;
  5. дефицит ресурсов, выделенных на инклюзивное образование;
  6. стереотипность мышления и предубеждения по отношению к людям с инвалидностью.

Татьяна Соловьёва, исполняющая обязанности директора Института коррекционной педагогики РАО, отмечает, что не все дети с особенностями развития готовы к полноценному обучению в инклюзивных школах. Так, если у ребенка нет совсем интереса к общению со сверстниками, если он совершенно несамостоятелен, не способен к концентрации и нуждается в постоянном контроле, инклюзия будет слишком сложна для него или станет просто формальностью.

Иногда дети с особенностями развития отказываются выполнять задания педагога, и родители переводят их на домашнее обучение. Хотя такие ученики могли бы заниматься по коррекционной программе. Также помогло бы участие тьютора, но этот специалист есть не во всех школах.

Несмотря на наличие проблем, которые предстоит решить, инклюзивное обучение продолжает развиваться: 56% детей с инвалидностью учатся в общеобразовательных школах со встроенной инклюзивной структурой. Инклюзия — это единственный путь к обществу, где к людям с инвалидностью не относятся как к изгоям.

У обычных детей, которые обучаются вместе со сверстниками с особенностями развития, больше терпимости и сопереживания. В результате в таких классах меньше травли.

Кроме того, инклюзивное образование помогает приобрести социальные навыки, освоить принятые в обществе правила и нормы. Пример сверстников — это лучшая мотивация. Находясь в обычном классе, ребенок начинает копировать поведение других учеников и стремится повторить их достижения.

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
people@plus-one.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...