Полезная информация
27.10.2021
Текст: Вера Жихарева
Фотографии: Mikhail Nilov / Pexels

Фандрайзинг: виды, цели, задачи

Фандрайзинг — это привлечение ресурсов для работы организации или проекта. Разбираемся, чем фандрайзеры отличаются от людей, которые собирают деньги на карточку в соцсетях, и как пожертвования помогают бизнесу развиваться.

Фандрайзинг (от англ. fundraise — «найти финансирование») — это не просто сбор средств на благотворительность, а привлечение ресурсов на развитие проекта. Чаще всего речь идет о деньгах, но ресурсами также могут быть оборудование, помещения, персонал, информация, товары, услуги. Фандрайзингом также называют поиск поддержки СМИ и сбор контактов людей, которые могут помочь проекту.

История фандрайзинга

Fundraising начал свое развитие в США. В конце XIX века в стране появился «третий сектор» — некоммерческие организации (НКО), решающие социальные проблемы, которые государство и бизнес игнорировали. Для сбора денег и других ресурсов они устраивали благотворительные балы, аукционы, ярмарки.

В 1980 году, когда президент США Рональд Рейган урезал финансирование социальной сферы, фандрайзинг стал одним из главных инструментов решения проблем общества. С помощью частных пожертвований «третий сектор» внес значимый вклад в защиту прав трудящихся, развитие демократии, охрану окружающей среды, повышение доступности медицины, образования и социальных услуг. Появилась новая профессия — фандрайзер, в обязанности которого входил поиск инвесторов и презентация достоинств проектов.

Что такое фандрайзинг простыми словами

Фандрайзинг чаще всего встречается в некоммерческой сфере. Но и коммерция использует этот способ для привлечения дополнительных ресурсов. Например, фандрайзер может найти людей, которые готовы вложить средства в развитие стартапа, или помочь организации открыть филиал, достичь определенных целей, пережить трудные времена.

Фандрайзер работает за вознаграждение, его размер не должен зависеть от количества привлеченных средств.

В каких областях работает фандрайзинг

Фандрайзинг используется для привлечения средств в проекты из разных сфер.

1. Социальная работа. Поддержка уязвимых групп населения, в том числе тяжелобольных, бездомных людей. Чаще всего в этой сфере работают благотворительные фонды.

2. Культура. Реставрация исторических памятников и зданий, финансирование работы выставок, музеев, библиотек, деятелей искусства.

3. Наука. Спонсирование научных проектов и мероприятий, образовательных учреждений.

4. Политика. Финансирование работы и продвижения политических партий.

5. Коммерция. Материальная поддержка социально значимых бизнес-проектов и стартапов

6. Спорт. Сбор средств для спортивных мероприятий, команд, ассоциаций.

Задачи фандрайзинга

Фандрайзинговая деятельность помогает:

  • искать инвесторов, готовых вкладывать финансы в развитие проекта;
  • вести коммуникацию с уже имеющимися инвесторами, в том числе предоставлять им отчеты о потраченных деньгах;
  • публиковать информацию о проекте в СМИ;
  • мотивировать инвесторов, например, рекламировать их бизнес на сайте проекта;
  • поддерживать репутацию проекта, демонстрировать его важность для общества.

Формы фандрайзинга

Существует внешний и внутренний фандрайзинг. В первом случае для поиска инвесторов организация нанимает специалистов по фандрайзингу или привлекает компании по оказанию таких услуг. Преимущество работы с профессионалами — возможность посмотреть на проект со стороны и заметить его слабые стороны. Второй вид предполагает поиск средств сотрудниками самой организации, что позволяет избежать трат на услуги специалистов.

Еще фандрайзинг бывает оперативным и проектным. Оперативно средства собирают на текущие расходы, что не всегда эффективно, ведь деньги могут закончиться в любой момент. А при проектном ищут инвесторов, готовых долгосрочно финансировать проект.

Методы фандрайзинга

Специфика фандрайзинга — поиск долгосрочного сотрудничества, поэтому хитрости и уговоры здесь неуместны. Чтобы заинтересовать людей, готовых делать регулярные пожертвования, благотворители презентуют свои проекты прозрачно с помощью:

  • Рекламных кампаний

Перед размещением рекламы стоит создать сайт организации. Инвесторы наверняка захотят ознакомиться с проектом, его целями и достижениями. Эта информация должна быть в открытом доступе.

  • Массовых рассылок

Сущность фандрайзинга несовместима с покупкой баз данных, по адресам из которых рассылаются письма. Как правило, рассылки получают люди, которые раньше интересовались проектом. В письме могут быть: информация о сборе денег со ссылкой для быстрого перевода, предложение поучаствовать в организации мероприятия, буклет с описанием новых целей проекта.

  • Проведения собраний и конференций

На них можно пообщаться с большой группой потенциальных инвесторов: рассказать о проекте и проблемах, которые он решает, получить обратную связь, ответить на вопросы.

  • Благотворительных мероприятий

Непринужденная атмосфера благотворительных выставок, концертов, фуршетов, тематических вечеров способна повысить уровень доверия к проекту и вызвать интерес к его целям. В России этот формат менее популярен, чем на Западе.

  • Связей с бизнесом

Многие крупные компании занимаются финансированием проектов для улучшения имиджа, узнаваемости бренда, получения налоговых льгот. Поэтому, когда НКО обращаются к бизнесу, они могут упомянуть о выгоде сотрудничества с ними. Например, предложить размещение на интернет-ресурсах некоммерческой организации ссылок на сайты инвесторов и информации об их вкладе в реализацию проекта.

Фандрайзинг в России

По оценкам экспертов Высшей школы экономики, профессиональные фандрайзеры есть только в 7% российских НКО. В 35% организаций привлечением средств занимается руководитель, в 17% — сотрудники, в 3% — волонтеры. При этом каждая четвертая компания имеет лишь один источник финансирования, 42% — от двух до трех, 24% — четыре и более.

Некоторые НКО получают международные переводы, несмотря на риск попасть в список иностранных агентов. К их числу часто относятся фонды, занимающиеся правозащитной деятельностью, в том числе правами ЛГБТ. Эти НКО не пользуются популярностью у российских инвесторов, их проекты не подают на государственные гранты. Поэтому приходится привлекать ресурсы фандрайзинга из других стран.

Чтобы было проще найти надежные НКО, +1Люди составили справочник благотворительных фондов с хорошей репутацией и прозрачной отчетностью. Можно выбрать одну или несколько организаций из списка и внести посильный вклад в поддержку общественно значимых инициатив и оказать помощь людям в тяжелой жизненной ситуации.

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
people@plus-one.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...