Полезная информация
26.10.2021
Текст: Вера Жихарева

Актуальные проблемы благотворительности и как их решить

Благотворительность делает общество лучше, помогая справиться с социальным неравенством, ухудшением экологической обстановки и несовершенством законодательства. Но число жертвователей в России сократилось с 47% в 2019 году до 43% в 2020-м. Разбираемся, какие препятствия мешают развитию сферы благотворительности и что поможет их преодолеть.

Что мешает развитию благотворительности в современной России

Забота о других — показатель осознанности и искреннего желания принять участие в общественной жизни. Но в России этот порыв зачастую понимается как попытка привлечь внимание окружающих. Что мешает сделать регулярную поддержку нуждающихся нормой для каждого?

Низкий уровень доходов россиян

Главная проблема благотворительности в России — бедность населения. По данным Росстата за первый квартал 2021 года, доход 53% россиян не превышает 27 тыс. руб. Каждый пятый зарабатывал не больше 14 тыс. руб. При этом многим кажется, что жертвовать 50 или 100 руб. — стыдно, поэтому благотворительность откладывается «до лучших времен».

Но Кэтрин Тонер, сотрудник некоммерческой организации Cancer Research UK, занимающейся исследованием рака, напоминает, что для фондов важна любая сумма. Особенно ценятся регулярные пожертвования, они помогают фондам планировать свой бюджет.

Благотворительностью является не только перечисление денег, но и любое бескорыстное действие. Например, в свободное время можно становиться волонтером. Сироты, одинокие пенсионеры и другие люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, нуждаются в заботе, которая не имеет цены. В 2020 году число тех, кто помог не деньгами, а делом, увеличилось с 7% до 44%.

Предвзятое отношение к благотворительности

На улице и в интернете мы сталкиваемся с тысячами попрошаек с выдуманными историями. На их фоне зачастую теряются те, кому действительно нужна помощь. Мошенники находят в сети фото больного человека, придумывают убедительный призыв и запускают «вирусный» пост.

Помогать фондам безопаснее, чем перечислять деньги по объявлениям в социальных сетях. Но среди благотворительных организаций тоже встречаются фейки.

Чтобы определить подлинность НКО стоит:

  • связаться с руководителем организации;
  • попросить показать документы;
  • изучить последние проекты.

Если нет времени работать с информацией, просто избегайте фондов, которые открыты недавно и имеют сомнительную репутацию.

Непрозрачная работа некоммерческих организаций

Некоторые российские фонды работают непрозрачно, то есть не публикуют в открытом доступе отчеты о потраченных финансах. Это не значит, что пожертвования уходят в никуда, но многие предпочли бы видеть результат своей помощи и следить за работой фонда: радоваться за выздоровевших детей, переживать за бездомных, сочувствовать тем, кто столкнулся с насилием. Если вы хотите точно знать, на что были потрачены собранные деньги, направляйте пожертвования в организации, которые публикуют на своем сайте отчеты.

+1Люди подготовили справочник проверенных благотворительных фондов, предоставивших все необходимые документы. Можно выбрать понравившуюся организацию и помочь.

Благотворительность воспринимается как героизм

В России благотворительность считается не обыденностью, а занятием для героев. Большинство роликов, рассказывающих о возможности сделать пожертвование, акцентируют внимание на боли и жестоком выборе: «Кого ты спасешь?», заставляя впечатлительных людей отвернуться от экрана.

При этом во многих странах, например в США, участие в благотворительности считается таким же обычным делом, как поход в супермаркет. По итогам 2020 года эта страна находится на 19-м месте Всемирного Индекса Благотворительности, в то время как Россия занимает лишь 67-ю позицию.

В фитнес-центрах США собирают ненужные кроссовки, а в школах — форму, которая износилась или стала мала. Ученикам, родители которых сделали пожертвование в один из фондов, разрешается пренебречь строгой формой, надев яркие носки, символизирующие определенную НКО, например, розовые — фонд против рака груди или синие — фонд поддержки людей с синдромом Дауна.

А во время оплаты покупок 90% терминалов предлагают перевести несколько долларов в фонд помощи онкологическим больным. При таком подходе, в отличие от перечисления после просмотра социальных роликов, не приходится испытывать негативные эмоции, поэтому проще решиться сделать пожертвование.

Неудобная оплата

Одни НКО до сих пор собирают пожертвования через СМС-сообщения. Это работает, но уровень доверия к коротким номерам упал из-за действий мошенников, а количество переводов сократилось на 43%. Другим организациям можно перевести деньги только на банковский счет, Qiwi-кошелек или «ЮMoney». Эти способы подходят не всем, россияне охотнее совершают переводы по карте, через Apple Pay или Google Pay.

Сложности с международными переводами

Одной из проблем современной благотворительности стал закон об иностранных агентах. Многие российские фонды получали помощь из-за рубежа, но теперь такие переводы стали нежелательными. Прямого запрета нет, но несколько организаций уже попали в список иностранных агентов, и их пример побуждает отказываться от зарубежных переводов. Статус иногента запрещено скрывать, ведь за сотрудничество с такой организацией (распространение материалов, финансирование и получение денежных средств) физическое лицо тоже может быть признано иностранным агентом, который должен регулярно отчитываться о своей деятельности и международных финансовых операциях.

Государственные меры поддержки благотворительности

Социально уязвимые граждане ежегодно получают выплаты из государственного бюджета. Но этой помощи недостаточно, чтобы покрыть затраты на дорогостоящее лечение, реабилитацию, обучение детей с особенностями развития и другие нужды, поэтому власти принимают меры для помощи НКО, собирающим пожертвования:

Предоставляют субсидии. Из-за коронавируса количество пожертвований в НКО снизилось на 30%. При этом число граждан, которые обращаются за помощью, постоянно растет. А организациям необходимо платить зарплату сотрудникам, покрывать расходы на аренду и коммунальные услуги. Это ставит под угрозу существование важных проектов.

Решение правительства — льготное кредитование НКО. Кредиты выдают по ставке 2% с особыми условиями погашения: организации, оставившие в штате не менее 90% сотрудников, могут не выплачивать кредит и проценты по нему.

Вводят налоговые льготы для компаний, которые участвуют в благотворительности. Раньше пожертвования можно было делать только из чистой прибыли, облагаемой налогом. Теперь есть возможность получить налоговый вычет по расходам на благотворительность.

Корректируют законы, регулирующие работу НКО, — для поддержки добросовестных организаций и привлечения к ответственности мошенников.

Согласно ст. 265 п. 1 подп. 19.6 НК РФ, с января 2021 года фондам не нужно платить налоги за помещения, которые им предоставили бесплатно. Кроме того, в п. 1 ст. 5 № 307-ФЗ указано, что НКО с небольшими доходами могут не проводить аудит, тем самым сократив расходы.

Поддерживают СМИ, которые рассказывают о благотворительности. Например, государственная премия Social Media вручается в нескольких номинациях: от продвижения идей благотворительности в сети до социальной рекламы в СМИ.

Привлекают к ответственности НКО, не предоставляющие отчетность. Это уменьшает количество случаев мошенничества, мешающих работе добросовестных организаций.

Меры для поддержки благотворительности со стороны юридических лиц

Около 70% российских компаний участвуют в благотворительности. Четверть из них заявила о готовности потратить на пожертвования 10% выручки. Некоторые организации, такие как «Лукойл» и «Газпром», создали собственные фонды и активно занимаются социальными инвестициями.

Крупные компании часто помогают пожилым людям, детям с ограниченными возможностями здоровья, сиротам, матерям-одиночкам и многодетным семьям: приобретают медицинское оборудование, мебель, лекарства. Малый и средний бизнес, как правило, начинает благотворительность с перечисления части дохода на счет НКО. Например, Айнур Абдулнасыров, создатель сервиса Lingualeo для изучения английского языка в игровой форме, рассказал, что делает небольшие, но регулярные пожертвования в фонд «Дети наши». Он отметил, что решился на этот шаг из-за желания сделать что-то хорошее.

Многие считают, что компании, которые тратят значительную часть выручки на пожертвования, а также всем коллективом участвуют в благотворительности и социальной работе, делают это только для поддержания имиджа. На самом деле это не так. Если бизнесмен считает помощь нуждающимся важной частью своей жизни, он будет стараться увеличивать свой вклад в решение социальных проблем и окружать себя такими же неравнодушными людьми.

Участие бизнеса в благотворительности не всегда связано с денежными переводами. Компании могут помогать разными способами: организовывать тематические мероприятия, бесплатно оказывать услуги или передавать продукцию тем, кто в ней нуждается, размещать информацию на своих ресурсах.

Например, рестораны и кафе могут раздавать нереализованные блюда бездомным, а творческие коллективы — проводить мероприятия в домах престарелых. Для участия в благотворительности важна каждая минута. Ведь за это время может решиться чья-то судьба. Кому-то может не хватить денег на операцию, а кто-то, наоборот, может вовремя получить недоступный ему препарат, купленный за пожертвования. Также можно вовремя принести продукты тому, кто не может покинуть свою квартиру.

Важна любая помощь, как ее оказать — каждый решает сам.

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
people@plus-one.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...