Фудшеринг — это доедать испорченные продукты?
Существует миф, что фудшеринг — это когда питаются испорченными продуктами или остатками выброшенной еды. Но люди путают это понятие с фриганизмом. Фриганы как раз едят продукты, которые находят в мусорных баках. В фудшеринге люди отдают еду с неистекшим или истекающим сроком годности, если понимают, что не захотят или не успеют ее съесть.
Еще одно популярное заблуждение: фудшеринг существует, чтобы помогать нуждающимся и бездомным. Но и это не так.
Это тоже важно, но в движении главное — спасти продукты ради экологии: их нерациональная трата наносит вред окружающей среде. Выброшенная еда — это бесполезно потраченные тонны воды и мегаватты энергии. Например, выкинуть бутерброд с сыром в мусорную корзину — это то же самое, что вылить в канализацию 90 литров воды. Кроме того, в атмосферу выделяется огромное количество парниковых газов из-за гниения пищи на свалках.
Поэтому для движения не так важно, достанется еда бездомному или обеспеченному человеку. Главное — чтобы она не отправилась на свалку. Тем не менее фудшеринговые сообщества часто отдают еду благотворительным фондам и распределяют ее между нуждающимися. Поэтому движение стало не только экологическим, но и благотворительным.
Подари еду друзьям, или как появился фудшеринг
Одним из первых проектов фудшеринга стал пищевой банк, или банк продовольствия. Его создал Джон Хенгель в американском городе Фениксе в 1967 году. Хенгель собирал продукты от производителей и отдавал нуждающимся. После его инициативы банки продовольствия быстро распространились в Европе.
А фудшеринг в интернете впервые возник в Германии благодаря режиссеру Валентину Терну. В 2010 году он снял документальный фильм «Вкус отходов» о проблеме утилизации свежей еды. А в 2012 году с группой своих студентов запустил платформу foodsharing.de. Каждый желающий размещал на сайте объявления о продуктах, которые можно забрать бесплатно.
В мае 2013 года похожая платформа была запущена в Австрии, первоначально под названием myfoodsharing.at. Потом немецкая и австрийская платформы объединились, и проект получил премию Greentec Awards в категории «Коммуникации».
В 2014 году сайт foodsharing.de был объединен с еще одним проектом — lebensmittelretten.de. Идея делиться едой с другими людьми была взята из foodsharing.de, а возможность сотрудничества с магазинами и супермаркетами — из lebensmittelretten.de. Проект существует и сегодня — он позволяет людям делиться едой друг с другом, а также дает возможность добровольцам забирать излишки еды из различных организаций.
Пользователи сайта могут оставлять еду себе, раздавать друзьям и знакомым. Проект также сотрудничает с крупными сетевыми супермаркетами, продуктовыми магазинами, ресторанами, отелями и пекарнями. Главная цель foodsharing.de — снизить вред, причиняемый планете утилизацией продуктов.
При этом в фудшеринге можно делиться не только свежей едой, но и продуктами с истекшим сроком годности. Главное — чтобы они были съедобны и не нанесли вред здоровью.
Уезжаем в отпуск — готовы отдать мясо! Виды фудшеринга
За время существования фудшеринга появилось несколько его форматов.
1. Самый популярный — обмен едой через интернет-сообщества.
«Уезжаем в отпуск, готовы отдать мясо, молочку, яйца. Пишите, кому нужно». Или: «Готова отдать конфеты. За то время, что дарили на работе, накопилось слишком много коробок», — такие объявления можно встретить в группах фудшеринга.
2. Шеринг через волонтерские организации, которые вывозят продукты из магазинов и распределяют их по благотворительным фондам.
Обычно они сотрудничают именно с юридическими лицами и не станут приезжать, если вы вдруг захотите отдать пакет молока. По этому же принципу работают и банки продовольствия.
3. Совсем недавно появились стартапы, которые сотрудничают с ресторанами, кофейнями и пекарнями.
Суть в том, что они распродают свежую еду из заведений со скидкой 80%. В итоге люди получают продукцию по низкой цене, а ресторанам не приходится выбрасывать оставшиеся блюда.
С помощью фудшеринга люди экономят на покупке еды, а также учатся осознанному потреблению. Благотворительные организации и НКО могут решить проблему с продовольствием, супермаркеты — создать благоприятный имидж. А рестораны с помощью коммерческих приложений увеличивают прибыль, потому что возвращают себестоимость продуктов благодаря продажам еды.
#Спасуеду, или фудшеринг в России
В России фудшеринг появился спустя два года после разработки немецкой платформы. В 2015 году в Москве и Санкт-Петербурге запустили ее аналог «Фудшеринг.Россия».
Работники проекта сотрудничают с рестораторами, производителями продуктов и супермаркетами — они вывозят еду и раздают ее всем желающим, но чаще всего — нуждающимся. А в 2020 году в стране появилась еще одна платформа — «1 млн тонн» — с двумя горячими кнопками: «Заберу еду» и «Отдам еду». Выбирая нужный вариант, сайт выдает подходящие под ваш запрос сервисы по фудшерингу.
Кроме того, существует еще одно крупное сообщество — «Отдам даром еду». Это как раз интернет-группа, где люди могут размещать объявления о еде, но иногда появляются записи и от ресторанов, кафе и магазинов. Кстати, помимо этого сообщества, стали появляться телеграм-каналы о фудшеринге — чаще всего это актуально для Москвы: люди пишут название района и ставят хэштеги #спасуеду или #срочноотдамеду.
Купить продукты со скидкой 80% в стране тоже можно с помощью приложений-стартапов EatMeApp, LastBox и Doggy Bag. Правда, они функционируют лишь в Петербурге и Москве — изредка появляются предложения и в других городах.
«Банк еды» в России тоже имеется — это фонд «Русь». НКО собирает ненужные продукты с истекшим сроком годности или нарушенной упаковкой и раздает еду своим подопечным и нуждающимся. Каждый год организация распределяет 5-6 тонн еды.
Почему фудшеринг в России неэффективен
В России фудшеринг помогает спасению 7 тысяч тонн еды в год — это меньше половины процента от всех выброшенных продуктов. Одна из причин медленного развития фудшеринга — государственное регулирование. Бизнесу дешевле утилизировать продукты, чем отдать их на благотворительность. При передаче еды с компаний могут взимать налог до 40%, и немногие представители организаций готовы доплачивать деньги за благотворительность.
Проблему частично решили в конце мая: в Государственной Думе приняли закон, который позволяет компаниям передавать товары или денежные средства на благотворительность в размере не более 1% от выручки без уплаты налога на прибыль. Но проблема с высоким налогом еще до конца не решилась, так как закон не распространяется на НДС.
Есть сложности и с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Они, например, запрещают реализовывать фрукты и овощи с нарушенной целостностью кожуры. Передавать на благотворительность такие продукты тоже нельзя.
Советуем начать знакомство с фудшерингом с помощью первого и единственного продовольственного банка «Русь» — его контакты можно найти в проверенном справочнике +1Люди.
И помните, что даже небольшое количество продуктов, которое вы отдадите на благотворительность, важно для НКО. Сделайте первый шаг к фудшерингу — вместе мы можем больше!