Спонсорство — это финансирование проекта или деятельности при условии распространения рекламы о спонсоре или его товарах. Главная цель — улучшить имидж и узнаваемость бренда, который вложил деньги (например, в благотворительную акцию). Такие меры помогают повысить лояльность аудитории.
Дэвид Д’Алесандро в книге «Война брендов» пишет: если вы делаете вклад в важное для потребителей событие, то можете заслужить их уважение или даже получить благодарность. Часто, если компания профинансировала интересное событие или сотрудничала с селебрити, потребитель начинает лучше относиться к ней. Дэвид Д’Алесандро называет это явление «эффектом нимба».
Пример «эффекта нимба» — развитие бренда Nike. Компания начала сотрудничать с профессиональным баскетболистом Майклом Джорданом, «прониклась духом победителя» и увеличила годовой доход с $870 млн до $4 млрд.
Виды спонсорской помощи
Спонсорство бывает возмездным и безвозмездным. В обоих случаях стороны должны заключить договор. При возмездном спонсорстве переданные деньги считаются оплатой за рекламу, а безвозмездная спонсорская помощь приравнивается к процедуре дарения и не предусматривает продвижение продукции, имени или бренда.
Формы спонсорской помощи:
- Деньги. Можно оказать финансовую помощь конкретному человеку или организации. Например, оплатить проведение мероприятия.
- Информационная поддержка. Например, спонсор может разместить на своем сайте и других сетевых ресурсах информацию о благотворительном фонде или оплатить продвижение его объявлений в сети.
- Организация мероприятий, предоставление наград для участников и победителей конкурсов, соревнований в обмен на рекламу спонсора. Так бренд становится более узнаваемым.
- Материально-техническая помощь. Например, приобретение оборудования для реабилитации детей с инвалидностью.
- Профессиональные услуги. Бесплатная помощь юристов, строителей, психологов, врачей, преподавателей, маркетологов и других специалистов.
- Гуманитарная помощь. Поддержка малообеспеченных и социально незащищенных людей, а также тех, кто попал в чрезвычайную ситуацию. Например, можно купить теплые одеяла в приют для бездомных или новогодние подарки воспитанникам детских домов.
В ходе переговоров о спонсорстве НКО рассказывает бизнесу о своих рекламных возможностях и договаривается о цене. Спонсора может интересовать число показов его рекламы и площадки, на которых она будет размещена, количество упоминаний продукта и так далее.
Благотворительность: что это
Благотворительность — это бескорыстная поддержка нуждающихся, не предполагающая получения коммерческой выгоды и пиара. Цель благотворительности — оказать помощь.
НКО помогают решить социальные проблемы, с которыми не справляется государство. Так, помогая фондам, вы можете сделать вклад в обустройство доступной среды для людей с инвалидностью, в ликвидацию бедности или закупку лекарств для тяжелобольных детей. Вы узнаете, куда пойдут деньги, потому что государство следит за отчетностью НКО.
Виды благотворительности
Благотворительностью может быть безвозмездная передача денег или имущества, выполнение работ, организация мероприятий. По закону № 135-ФЗ, сделки на льготных условиях — тоже благотворительность.
Благотворительность бывает частной и корпоративной.
Частная благотворительность — это пожертвования от физических лиц. Средства отдельных людей формируют фонд, который распределяется между нуждающимися. Когда бизнес страдает из-за экономического кризиса и прекращает выделять деньги на благотворительность, частные пожертвования позволяют НКО продолжать свою работу и спасать жизни.
Корпоративная же благотворительность — это оказание добровольной помощи нуждающимся со стороны бизнеса. Также компании могут поучаствовать в благотворительных акциях.
Виды оказания благотворительной помощи.
- Меценатство. Это поддержка НКО из сферы науки, искусства, культуры и образования. Чаще всего направление меценатства определяется личной заинтересованностью жертвователя в конкретных исследованиях или в творчестве писателя, поэта, художника, музыканта. Благодаря такой поддержке многие талантливые люди получают шанс раскрыть свой потенциал.
- Известный меценат — Павел Михайлович Третьяков, потративший внушительную сумму на уникальную коллекцию живописи, хранящуюся в Третьяковской галерее. Отличие спонсорства и меценатства в том, что последнее продиктовано любовью к науке и искусству, а не возможностью получить рекламу своего бренда.
- Филантропия (в переводе с греческого «человеколюбие») — движение людей, которые искренне любят других, стараются принять участие в развитии страны и мира, сделать что-то для блага общества. Известный филантроп — миллиардер Владислав Тетюхин, отдавший почти все свое состояние на строительство и оборудование Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра.
- Социально ответственные проекты. Пример: помощь приютам для животных, городские субботники, сбор книг для воспитанников интернатов. Социальная ответственность тесно связана с концепцией устойчивого развития, то есть с удовлетворением потребностей людей без ущерба для будущих поколений.
В мире больше всего распространены частные благотворительные пожертвования. В России ситуация иная: до 90% денежных переводов НКО отправляют компании.
Пожертвование и благотворительность: в чем разница
По закону пожертвование — это дарение вещи или передача прав на нее в общеполезных целях. В отличие от благотворительности, пожертвование может быть только безвозмездным. Например, сдать квартиру детскому хоспису за символическую плату — это сделка на льготных условиях, то есть благотворительность. Если же вы разрешаете пользоваться хоспису жилплощадью, не взимая платы и оплачивая все счета, — это пожертвование.
Пожертвования можно направлять организациям, которые не занимаются благотворительностью. Например, церквям или политическим партиям.
Цели спонсорства и благотворительности
Спонсорство и благотворительность — это два разных направления поддержки. Но на практике эти понятия часто путают, потому что спонсор часто оказывает безвозмездную помощь и может не претендовать на рекламу.
С другой стороны, законодательство не запрещает руководителям или сотрудникам НКО писать про деятельность благотворителя в личном блоге. Мы часто слышим имена людей, сделавших пожертвования, хотя фонд не брал на себя обязательств рассказать об их вкладе.
Спонсор может поддержать любые проекты, даже если они противоречат интересам общества. А целью благотворительности всегда является улучшение уровня жизни людей и решение социальных проблем:
- реабилитация детей-сирот, безработных и людей с инвалидностью;
- преодоление последствий стихийных бедствий;
- защита животных;
- правовое просвещение населения;
- защита материнства, отцовства и детства.
Если вы тоже хотите принять участие в благотворительности, напоминаем: сделать это просто. +1Люди подготовили справочник проверенных благотворительных фондов, которые размещают на своих сайтах финансовые отчеты. НКО важны даже небольшие пожертвования — в 50 или 100 руб. Вместе мы сможем больше!