Подростки
Учеба
09.06.2021
Текст: Ярослава Васильева
Фотографии: uncoolbob / Flickr

Ноль без палочки: как школа растит «трудных» подростков

«Быстрей бы свалить из этой тюрьмы», — школьники часто так думают. Что на самом деле происходит за закрытыми дверями классов? Бывший ученик лицея в Магнитогорске рассказал +1Люди типичную, но важную историю о детях, которые ненавидят школу: как подростки становятся «трудными» и кто в стенах школы наносит психологические травмы.

Как выглядит обида на учителей

Эту школьную обиду 23-летний Кирилл забыть до сих пор не может: в пятом классе он, отличник, решил перейти из школы в лицей к более сильным педагогам, но столкнулся с травлей со стороны бывших учителей.

— Учительница, уроки которой мне особенно нравились, в разговоре сказала обо мне: «Чужого говна не жалко». Я был маленьким пятиклассником. Конечно, это шокировало меня.

В лицее Кирилла сначала полюбили — как отличника. Но оказалось, что у педагогов среди учеников есть любимчики — их успеваемость улучшалась, а оценки остальных оставляли желать лучшего.

— Я переживал — хотел, чтобы обо мне судили по знаниям. Я рассказал об этом маме, но она не восприняла ситуацию всерьез. И я решил забить на учебу. Срывал уроки в знак протеста.

В то же время класс Кирилла начал изучать физику. Кирилл был прилежным учеником — в конце четверти учащимся давали возможность повысить итоговую оценку. Я хотел получить пятерку, но слава «трудного» ребенка сыграла против меня.

Педагог заявил Кириллу: «Ты не можешь претендовать на более высокую оценку. Мне рассказывали, что ты хулиган». Так из круглого отличника Кирилл превратился в троечника. Но сам он теперь думает, что ребенку важнее выпуститься из школы психически здоровым, чем занять первое место на олимпиаде по физике.

— Это самая тупая травма в моей жизни, потому что она бесполезная. Я не извлек из нее урока — только боль.

Учителя устраивали суд и выносили приговор ученику

При малейшей провинности Кирилла в лицее собирали учителей, устраивали суд и выносили ученику приговор.

— Тогда я не понимал, насколько это странно. Вместо того чтобы найти подход к ребенку, они устраивали цирк с «судом», так как считали школьных хулиганов настоящими преступниками.

Учителя продолжали давить на Кирилла, но не только из неприязни — его оценки «скатились», и он портил репутацию лицея.

— Ученики, которые не нравились учителям, в конце восьмого класса получили двойки за год. Директор обещал «нарисовать» тройки за год при условии, что они уйдут из лицея.

И Кирилл ушел — в гимназию с углубленным изучением экономики и права — и окончил ее с золотой медалью.

Почему учителя унижают детей

Валентина Цуприк, подростковый психолог

— Мотивация через унижения — дорожка скользкая. Подросткам часто приходится непросто, а такое поведение взрослых лишь все усугубляет. Взрослые должны быть опорой для детей. Фразы: «Ты справишься», «Каждый ошибается», «Ты можешь стать, кем захочешь» — это и есть здоровая мотивация. И она работает лучше, чем оскорбления, которые влияют на качество образования, отношение ребенка к себе и к окружающему миру, на формирование мировоззрения.

Вероника Токан, психолог

— Подобное поведение распространено у многих российских учителей. Некоторые дети даже и не понимают, что это ненормально, поэтому не сообщают родителям. Бороться за них некому, а сами дети редко могут дать отпор. Унижения опасны тем, что сказываются на самооценке учеников. Ведь сложно поверить, что ты умный или способный, если 11 лет подряд авторитетные педагоги говорят обратное.

Валентина Цуприк, подростковый психолог

— Мало кто из учителей с удовольствием выполняет свою работу. В школах мало платят, учителя постоянно загружены и процент профессионального выгорания среди них высок. В таком состоянии невозможно удерживать здоровую обстановку в коллективе.

Дарья Кленина, студентка педагогического вуза

— Я не очень хотела поступать на педагогический факультет, как и большая часть моих одногруппников. До четвертого курса на вопрос: «Кто пойдет работать в школу?» — утвердительно отвечали три человека из 20. Хотя есть и те, кто действительно горит работой с детьми. Мне и самой понравилось вести уроки, пока я была на практике. Понравилось и одновременно испугало. Я хочу отработать в школе всего год, но вдруг меня затянет?

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
people@plus-one.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...