27.01.2020

Сон разума рождает Холокост

27 января — Международный день памяти жертв Холокоста. Проект +1Люди пообщался с молодыми представителями еврейской общины и спросил их о значении этой даты, а также о том, какие антисемитские мифы живы по сей день.

Фото: iStock.com

Если бы у еврейской девочки во время Холокоста был аккаунт в Инстаграм

Бизнесмен Мати Кохави 57 лет и его 27-летняя дочь Майя создали проект @eva.stories — инстраграм-профиль Евы Хейман, еврейки из Венгрии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Eva.Stories Official Trailer

Публикация от Eva (@eva.stories)

 

Первая публикация — празднование 13-летия. Впереди целая жизнь: мороженое, подарки, подруги, рядом — любимые дедушка и бабушка. Ева начинает «вести дневник» 13 февраля 1944 года.

Её жизнь оборвется в октябре 1944 год в Освенциме. Пройти страшный путь вместе с Евой можно, посмотрев 70 коротких видео в «сторис» её аккаунта. Создатели проекта убеждены: такая платформа — идеальный способ донести глубину Катастрофы («Шоа» — в переводе с иврита «Катастрофа») до молодого поколения сегодня, в цифровую эпоху.

В этом году исполняется 75 лет со дня освобождения советской армией концентрационного лагеря Аушвиц-Биркенау (Освенцим).

Около 6 млн евреев погибли за все время Холокоста, около 1 млн — были убиты в Аушвиц-Биркенау. Там же погибли десятки тысяч поляков, цыган рома и синти, советских военнопленных и европейских политзаключенных.

Помимо евреев, нацистов не устраивали славяне, азиаты, африканцы, румыны, цыгане, гомосексуалисты, инвалиды, наркоманы, проститутки, политические диссиденты, все, кто помогал евреям, и даже этнические немцы, слишком долго жившие за границей. Всех «неблагонадежных» отправляли в лагеря.

День памяти отмечают все люди независимо от нации, религиозной принадлежности, возраста и социальных различий.

Есаулова Ольга, пресс-секретарь главного раввина Москвы

— Лично я никогда не сталкивалась с какими-либо агрессивными проявлениями антисемитизма ни в детстве, ни сейчас, когда представляю еврейскую общину. В Москве еврейская община чувствует себя более чем комфортно.

Время от времени я общаюсь с людьми, в том числе из своего близкого окружения, которые нет-нет, да и назовут прижимистого человека «евреем» или скажут что-то вроде «евреи страну разворовали». Недавно я рассказывала своей подруге об одном знакомом еврее в контексте некоторых обстоятельств, и она в ответ сказала: «Вот ведь жид!» А не так давно узнала, что один человек описал меня как «хорошую девчонку, хоть и еврейку».

Мне странно и удивительно слышать подобное. Я так и не смогла ответить себе на вопрос: откуда это берется в головах умных образованных людей, моих ровесников.

Было бы легче, если бы все эти люди, бестактно и порой оскорбительно характеризующие евреев, были маргиналами, но это не так: они — интеллигентные люди.

Возможно, мы просто мало знаем. Я не помню точно, но мне кажется, что, когда мы учились в школе, тему Холокоста проходили очень поверхностно.

Может быть, если люди будут лучше знать, какие ужасы, какая нечеловеческая жестокость связаны с Холокостом, и с чего все началось, — то произнести слово «жид» даже в шутку станет для них невозможным.

Шимон Кутновски-Лиак, раввин Юрмалы, председатель еврейской общины Юрмалы:

— Я родился и вырос в Израиле. После службы в армии уехал в Лос-Анджелес, а оттуда — в Москву, где прожил девять лет. Не так давно мы с женой переехали в Латвию и сейчас живем в Юрмале.

Не помню ни одного проявления антисемитизма в Америке.

В Москве в один прекрасный зимний день я чистил машину от снега. Ко мне подошла соседка по подъезду и в нецензурной форме сообщила, что моё место — Иерусалим. Спасибо, что послала именно туда. Её бы уверенность — да в уши мировой общественности, которая все еще спорит о статусе столицы Израиля.

В целом, в Москве я чувствовал себя спокойно и безопасно, проявляя национальную принадлежность, ходил в кипе. Никто ни разу не атаковал меня словесно или физически. Вспомним, чем обернулся эксперимент журналиста, надевшего кипу и прогулявшегося по Парижу. В Москве такого развития событий я себе представить не могу.

В Латвии я и моя семья не сталкивались с какими-либо проявлениями антисемитизма.

В последнее время в дискуссиях в русскоязычном интернетеа под Холокостом понимают геноцид мирного населения в годы немецко-фашистской оккупации. Даже русскоязычная Википедия предлагает два варианта трактовки термина: в «широком» смысле — массовое уничтожение нацистами разных социальных и этнических групп, в «узком» — уничтожение европейских евреев.

Холокост и геноцид во многом похожи, но имеют принципиальное различие. Уместно вспомнить слова Эли Визеля, писателя и журналиста, лауреата Нобелевской премии: «Не все жертвы нацизма были евреями, но все евреи были жертвами нацизма».

В англоязычной Википедии, набрав «The Holocaust», вы в первой же строчке обнаружите единственный вариант трактовки термина: «также известен как „Шоа“ — истребление нацистами евреев Европы». В основе самого термина «холокост» — древнегреческое слово, которое переводится как «всесожжение». Именно это было заявлено нацистами как «окончательное решение (внимание!) еврейского вопроса». Холокост был истреблением именно европейских евреев. Это принципиально, и забывать об этом не следует.

Зина Кутновски-Лиак, журналист

— В отличие от Шимона, я никогда не переезжала из Москвы, в которой родилась. Только с августа 2018 года мы с мужем живем в Юрмале. И после переезда в Латвию мое отношение к Холокосту в корне изменилось.

Год назад мы сели в машину и проехались до Литвы: погулять по Вильнюсу. Этот город внезапно встретил меня криками... Их ощущаешь физически — эти мистические крики, звучащие из недавнего прошлого, из мест, где пролегает граница еврейского гетто времен Второй мировой. Это было моим первым и очень страшным соприкосновением с отголосками истории европейских евреев. Я гуляла по городу и слышала их, и могла смотреть только на эти границы гетто.

А в Литве был Понарский лес. Вы были в Понарах, месте расстрела Вильнюсского гетто? Ежедневно в этом лесу расстреливали по 800 человек. Всего расстреляли — 100 000. Тела казненных сваливались в котлованы, случайно вырытые в 1940 году для строительства нефтебаз, и засыпались землей. Понарский лес — это сплошной мемориал, как и Румбульский — в Латвии.

Когда изучаешь историю Холокоста, живя в Москве, интеллектуально и эмоционально понимаешь очень многое. Но когда попадаешь в места массового уничтожения, накатывает очень сильное чувство: как будто с тебя самой снимают кожу.

Если меня спросят, какие «меры» нужно предпринимать, чтобы не забыть о Холокосте, я отвечу: каждому из нас нужно хотя бы однажды побывать в таких местах, как Понары или Румбульский лес. Свозить туда подросших детей.

Может быть, тогда не останутся незамеченными «шутки», как та, которую позволила себе Ксеня Собчак. В прошлом году она разместила видео на своём ютуб-канале, которое посмотрели 4.6 млн человек. Там Ксения придумывает подпись к фото запястья с двумя парами часов для Инстаграм-страницы своей гостьи. «Я бы пошутила про концлагерь, фашистов... две пары часов... ну, «сняла с еврея». Смех. Занавес. Я осилила много комментариев под этим видео в поисках хоть какой-нибудь реакции на «шутку», но не нашла ни одного. Уверена: если бы эти 19 тысяч комментаторов посетили Понары или Румбулы, они бы не проигнорировали это дикое высказывание.

Кирилл Сахманов, специалист по неформальному еврейскому образованию в фонде «Гилель»:

— В конце января лидеры многих стран собрались в Иерусалиме, в мемориальном центре Яд-Вашем, на Всемирном форуме памяти жертв Холокоста. Все лидеры завершал речи фразой «Это не должно повториться». Ненависть и нетерпимость друг к другу могут вызвать новую катастрофу.

Вы скажете, что такой Катастрофы не может случиться в наше время? Может. Когда? Завтра! Если мы забудем о том, что причиной стали ненависть и нетерпимость, то такая Катастрофа может произойти завтра.

«Гилель» работает в восьми городах России. Каждый год, сохраняя память о Катастрофе, мы проводим просветительские мероприятия для молодежи: вечера памяти, выставки, кинопоказы, дискуссии и лектории. Молодые люди обсуждают книги, знакомятся с документами страшной Катастрофы, говорят со свидетелями ШОА. Из года в год мы обещаем: никогда больше. В этом году в Хабаровской синагоге откроется выставка «Аушвиц — место на Земле», в Пензе состоится встреча с узниками концлагерей, в Екатеринбурге в сотрудничестве с еврейской общиной города пройдет художественный вечер чтения отрывков дневника Анны Франк.

В Москве 3 февраля ЦДК и КАРО.Арт представят в киноцентре «Октябрь» премьеру документального фильма «Анна Франк. Параллельные истории». Актриса Хелен Миррен, обладательница премии «Оскар» за лучшую роль в фильме «Королева», покажет судьбу Анны Франк — еврейской девочки, чье имя стало одним из символов Холокоста. Премьера проходит при информационной поддержке «Гилеля», Еврейского музея и центра толерантности и издательства «Книжники». Перед началом показа выступит актриса Ксения Раппопорт.

Ежегодно мы присоединяемся к международному флешмобу #WeRemember, запущенному Всемирным еврейским конгрессом, чтобы еще раз сказать: мы помним и не допустим повторения этой истории.

 

Фильмы и книги о Холокосте:

«Мальчик в полосатой пижаме» режиссер: Марк Херман

«Нюрнбергский дневник» Гилберт Густав Марк

«Гесс Рудольф — комендант Освенцима. Автобиографические записки»

«Ночь. Рассвет. День» Эли Визель

_
Авторы
Анна Рымаренко, Зина Кутновски-Лиак

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Спасибо за заявку

Ok
«Некоммерческое партнерство оказания помощи людям в затруднительных жизненных обстоятельствах»
Москва, ул. Плющиха, дом 9 стр. 2
info@ivsezaodnogo.ru

Вход Регистрация

Восстановление пароля

В течение нескольких минут вы получите письмо с инструкциями по восстановлению вашего пароля

Ok

Загрузка...